Алена Ижбулдина
Доклад «Воспитатель 21 века. Какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых социально значимых человековедческих профессий является профессия воспитателя, деятельность которого направлена на развитие и формирование личности ребенка.
К личности воспитателя предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения, которых невозможно стать высококвалифицированным воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является
Публикация «Доклад „Воспитатель 21 века, Какой он?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
• любовь к детям, к педагогической деятельности,
• прфессионализм,
• высокий уровень общей культуры и нравственности,
• коммуникативные способности.
Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются
• общительность,
• артистичность,
• веселый нрав,
• хороший вкус и другие.
Эти качества важны, но меньше, чем главные. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший воспитателя представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Любовь – это слишком большое и слишком глубокое понятие, чтобы быть полностью понятым, измеренным и описанным словами, а это в свою очередь вызывает массу неправильных представлений. Посмотрим «Словарь русского языка» С. И. Ожегова:
Любовь – 1.- чувство самоотверженной, сердечной привязанности: Материнская любовь. Любовь к Родине. Взаимная любовь.
2.- склонность, пристрастие к чем – нибудь : Любовь к музыке. Любовь к искусству.
В психологии любовь определяется как притяжение, эмоциональное отношение между людьми.
Василия Александровича Сухомлинского писал :
«Любовь к Ребёнку в нашей специальности — это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к Ребёнку — всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, - писал Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель"
Профессионализм – что же это за явление?
В словаре Ожегова С. И. дается следующее определение профессионализма.
Профессионализм – это хорошее владение своей профессией.
На сегодняшний день существует множество подходов к понятию «профессионализм». Некоторые ученые сопоставляют профессионализм с другими понятиями, так или иначе связанными с характеристикой способности человека выполнять работу : компетентность, мастерство, квалификация.
Так, например, А. К. Маркова профессиональную компетентность определяет, как определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. В. Г. Зазыкин и А. П. Чернышева представляют профессионализм, как наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки.
К. А. Абульханова представляет профессионализм, как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности. А П. В. Симонов, в свою очередь, как потенциальную готовность решать задачи со знанием дела.
Все приведенные выше определения выражают деятельностную сущность профессионализма, где совокупность знаний, умений и навыков необходима для успешной профессиональной деятельности.
Е. В. Попова, вслед за А. К. Марковой, исследуя психолого-педагогическую компетентность как интегральную характеристику, тем не менее, подчеркивает большую значимость психологических качеств личности педагога, которые дополняются умениями («техниками», и, соответственно, при формировании психолого-педагогической компетентности педагога главная роль принадлежит совершенствованию его личности.
На современном этапе, когда на первый план выходит личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, именно личностные качества встают во главу профессионализма педагога.
Коммуникативные способности - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.
Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику».
Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку» своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
Интересны невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают:
• умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникши» конфликты и недоразумения;
• умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
• умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства;
• умение извлекать из общения, максимум пользы для себя.
Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.
И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.
Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя.
Главная тенденция современного прогрессивного развития общества – это демократизация жизни; где происходит децентрализация управления, передача власти на места.
Существующая система образования нередко отстает от тех преобразований, которые происходят в социальной сфере, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания,
требования к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Какие же это качества?
С одной стороны – это умение жить в условиях, где общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Это предполагает, с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой – это отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности.
Передача или утрата власти одной стороной предполагает ее принятие, умение воспользоваться ею другой стороны. Это предъявляет повышенные требования к организаторским умениям, к способности руководить людьми, принимать управленческие решения. Здесь нужны профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера.
Изменение системы экономических отношений требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности, которые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей.
Сейчас требуется от человека умение излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других.
Для того чтобы воспитать личность, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.
Ведущий специалист по подготовке учителей В. А. Сластенин, представил портрет современного педагога:
- высокая гражданская ответственность и активность;
- любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;
- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, быть выше мелочных обид, амбиций и пристрастий;
- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, индивидуальный стиль педагогической деятельности;
- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
«…Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму – давай быстрее, мама, побежим! Наверно – это вот и есть ответ – ценнее нашего труда на свете нет!»