Доминантное занятие по слушанию музыки «Грустим и радуемся вместе»

Ирина Таранова
Доминантное занятие по слушанию музыки «Грустим и радуемся вместе»

Цель: обогащать представления детей о разных чувствах, существующих в жизни и выраженных в музыке.

Задачи:

развивать эмоциональную отзывчивость по отношению к музыке равного характера, умение выражать чувства, вызванными музыкальными произведениями, посредством пластики, движений и мимики;

учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонацию музыки, близкие речевым;

побуждать различать смену настроений и их оттенки в музыке, сравнивать малоконтрастные произведения;

закреплять умение детей передавать характер музыки в двигательных импровизациях.

Музыкальный репертуар:П. И. Чайковский «Сладкая греза», В. А. Моцарт «Лакримоза», И. С. Бах «Шутка».

Репродукции картин:

разноплановые репродукции картин известных художников.

Материал:

шумовые музыкальные инструменты, альбомы, краски, мольберты.

Ход занятия. Дети входят в зал, их встречает музыкальный руководитель, здоровается с ними.

Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что музыка может не только рисовать с помощью звуков музыкальные портреты и пейзажи, но и передавать мир чувств и настроений человека: радость и печаль, ликование и скорбь, волнение и спокойствие. Музыка может рассказать и о раздумьях человека, его мечтах.

Детям предлагается послушать пьесу П. И. Чайковского «Сладкая греза».

Высказывания детей о характере музыки, рассказы о ней.

При повторном прослушивании музыкальный руководитель предлагает детям вслушаться в звучание музыки, передать свое отношение к ней через выразительные движения: покачивание корпуса, движение рук, мимику.

На следующем занятии музыкальный руководитель обращает внимание на то, что мечтательное настроение передается неторопливым темпом, мягким умиротворенным аккомпанементом, рисунком мелодии.

Музыкальный руководитель выделяет мелодию, обращая внимание на то, что в ней как бы 4 «волны»: плавное движение вверх сменяется мягким нисходящим скачком, а затем этот мелодический ход повторяется, что придает музыке спокойствие и уравновешенность. Детям предлагается услышать все это при прослушивании пьесы.

Музыкальный руководитель говорит о том, что, несмотря на мечтательное, нежно – задумчивое звучание музыки, она имеет грустное настроение. Просит передать ребят это настроение в движении.

Дети двигаются под музыку П. И. Чайковского «Сладкая греза».

Музыкальный руководитель:

И в жизни взрослых, и жизни детей бывают самые разные грустные переживания: и светлая грусть, и тревога, и грусть – скорбь. А какое настроение выражено в этой музыке?

Слушание произведения В. А. Моцарта «Лакримоза».

Музыкальный руководитель предлагает воспитанникам вспомнить произведение, его название и автора; рассказать о настроении музыки в этом произведении. (Эта музыка не просто грустная, а очень печальная, слезная, скорбная, в ней слышатся интонации вздоха, стона, плача).

Музыкальный руководитель спрашивает в чьем исполнении звучит музыка и какие инструменты наиболее ярко передают интонации скорби и печали. Обращает внимание детей на динамическое изменение звучания музыки от p до f и ее внезапное затихание.

На следующем занятии музыкальный руководитель обращает внимание ребят на мелодию вступления, сотканную из малосекундовых интонаций, и поясняет ее смысловое значение в музыке – интонация вздоха, стона, плача. Далее музыкальный руководитель предлагает дошкольникам выбрать из ряда репродукций картины, наиболее соответствующие звучанию произведения. Дети подходят к стенду, делают выбор и кратко поясняют причины выбора данной картины (изображение, тон, выражения лица и т. д.). После этого музыкальный руководитель предлагает детям показать мимически отрывок из этого произведения.

Звучит отрывок (по выбору музыкального руководителя) из произведения В. А. Моцарта «Лакримоза», ребята мимически выражают свое представление об этом произведении.

Музыкальный руководитель:

Как вы думаете, может ли настроение человека подняться?

Дети:

Может!

Музыкальный руководитель:

Почему?

Дети:

Потому, что его может что – нибудь или кто – нибудь порадовать. Человек умеет переживать, чувствовать!

Музыкальный руководитель:

Мы с вами грустили вместе с авторами только что прослушанных произведений, а теперь давайте попробуем поднять наше настроение.

Музыкальный руководитель предлагает послушать пьесу И. С. Баха «Шутка».

Музыкальный руководитель:

Ребята, давайте возьмем музыкальные инструменты и пошутим вместе с Иоганом Себастьяном Бахом.

Дети берут инструменты по желанию и совместно с музыкальным руководителем распределяют партии, которые будут исполнять. Они с увлечением играют в шумовом оркестре.

В конце занятия музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить чувства, которые выражались в прослушанных на занятиях произведениях и выбрать то чувство, которое они хотели бы выразить в рисунке.

Свои впечатления и ощущения от прослушанной музыки воспитанники предают в цвете.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Солнышко и тучка», направленная на формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведенияДидактическая игра «Солнышко и тучка», направленная на формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения Дидактическая игра "Солнышко и тучка".Цели: побуждать воспринимать выразительность музыки, ее чувства, интонации, настроение, характер (веселый,.

Презентация: «Музыкально-дидактические игры по обучению восприятию музыки» Цель: научить воспринимать музыку с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных средств обучения. Одной из важных задач всестороннего.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Доминантное занятие по слушанию музыки «Грустим и радуемся вместе»
Опубликовано: 26 сентября 2014 в 16:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. День алых парусов на МААМ

«Попутного ветра тебе, корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» — эти слова из повести Александра Грина стали напутственными для всех выпускников школ Санкт-Петербурга. Ежегодно в конце июня для...

21 июня. День поделок из пластиковых бутылок на МААМ

Поделки для украшения летнего участка из бутылок могут быть самыми разнообразными: от декоративного ограждения клумб до фигурок сказочных персонажей, райских цветов и необыкновенных фонариков. Всё зависит...

Мастер-класс «Осьминожки из бросового материала»
Мастер - класс "Осьминожки из бросового материала" Уважаемые коллеги! Недавно мы с детками занимались изготовлением осьминожек. Деткам понравились такие...
Фотоотчет «Безопасность жизнедеятельности»
Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев в различных ситуациях, особенно в летнее время, необходимо научить его безопасному поведению. С этой целью с...
Сценарий праздника на площадке детского сада «Праздник лета на полянке сказок»
Праздник лета на полянке сказок Праздник начинается на площадке детского сада. Каждый участок группы оформлен соответственно сценарию – станция «Сказочная»,...