Мария Голенкова
Дополнительная образовательная программа фотокружка «Мир глазами ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Что такое фотография? Однозначного определения не существует. Можно сформулировать это примерно так - преобразование реально существующего и изменяющегося во времени изображения с помощью какого-либо устройства, в какое либо не изменяющееся во времени изображение. Процесс фотографии может принимать различные формы, например: изображение - фотокамера - пленка - фотобумага или изображение - фотокамера - пленка - сканер - магнитный носитель. Форм может быть множество, но главное помнить, что самое важное это конечный результат, а не сам процесс, который мало кого интересует, кроме самого фотографа.
Публикация «Дополнительная образовательная программа фотокружка „Мир глазами ребенка“» размещена в разделах
Искусство фотографии, зародившееся более полутора веков назад, в наши дни получило новый толчок в развитии благодаря цифровым технологиям. Цифровые фотокамеры (ЦФК) применяются все шире и шире как профессионалами, так и любителями. ЦФК сочетают в себе и старые возможности пленочной фотографии, и последние достижения науки в искусстве фотографии. С появлением относительно недорогих цифровых фотоаппаратов, быстрых компьютеров и доступных программ для редактирования изображений каждый может создавать прекрасные фотографии, посылать их по электронной почте, создавать великолепные отпечатки, и делать многое другое, недоступное ранее даже профессиональным фотографам.
Актуальность предлагаемой образовательной программы базируется на современных требованиях модернизации системы образования через применение компьютерной и электронной техники в визуальных технологиях.
Практическая значимость данной программы заключается в приобщении детей к фотографической практике на цифровых и аналоговых фотокамерах. В проявлении творческой деятельности на основе - формирования у детей широкого круга фотографических способностей и интересов.
Фотография, как аналоговая, так и цифровая развивает у детей творческие способности, фантазию. Что способствует развитию творческого восприятия окружающего мира, развитию умения использовать фотоаппарат и компьютер как инструмент творчества. Повышение образовательного уровня в области фотографии открывает широкие возможности для выявления таланта фотохудожника в юном человеке. Проводимые на различных уровнях фотоконкурсы, фотофестивали вызывают большой интерес детей и взрослых. Занятие фотографией помогает ребенку, овладеть цифровыми технологиями, приобрести уверенность в своей способности к творческой деятельности.
Цели программы:
Знакомство с цифровой фотокамерой, с основными приемами съёмки, с цветом и светом в фотографии, распечаткой и хранением фотографии.
Знакомство воспитанников с современными принципами и методами цифровой обработки изображений.
Развитие дизайнерских способностей воспитанников.
Развитие творческой и познавательной деятельности воспитанников.
Привитие вкуса к исследовательской деятельности.
Формирование представлений о фотографии как об искусстве; понимание значимости фотографии для общества.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать интерес воспитанников к изучению визуальных технологий.
- обучить основам фотографической теории;
- обучить основам работы с фотоаппаратурой;
- сформировать фотографическо - визуальные навыки;
- совершенствовать свои знания и умения в практической фотодеятельности;
Развивающие:
- развить творческие способности обучающихся средствами визуальных технологий на занятиях;
- развить устойчивую мотивацию к учению и образованию через исследовательские компетенции;
- развить личностные качества ребёнка (память, внимание, наблюдательность, фантазию, творческое воображение, образное мышление);
Воспитательные:
- приобщить к духовно – нравственному медиа воспитанию, к общечеловеческим ценностям;
- воспитать художественный вкус, самодисциплину, умение организовывать себя и своё свободное время, активизировать процессы общения детей друг с другом, с педагогом, с родителями;
Общая характеристика курса
Дошкольное детство — период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Интерес к необычным очертаниям фигур и предметов опирается на предрасположенность детей к наблюдательности, остроте видения.
Задача взрослого - развивать интерес к творчеству. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Исходя из возрастных особенностей детей, начальное обучение должно проходить в игровой форме. Первоначально появляющийся интерес к изучению основ фотографии основывается на простом любопытстве к созданию фото или видеоизображения, что является стимулирующим фактором для дальнейшего творческого развития. Основные методы, используемые в это время: репродуктивный (система определенных упражнений, многократное воспроизведение знаний и действий по определенному образцу); объяснительно – иллюстративный метод. Это повышает интерес к обучению, помогает поддерживать внимание ребёнка, благотворно влияет на его эмоциональное состояние, способствует раскрытию творческих способностей. Формы подведения итогов усвоения знаний - беседа, опрос. Частично-поисковый и исследовательские методы способствуют развитию творческих способностей детей.
В результате освоения программы у детей должны быть сформированы следующие личностные качества: наблюдательность, фантазия, чувство ритма, цвета и света, образное мышление, а также развиты творческое воображение, самостоятельность мышления, самодисциплина.
К концу текущего года обучения дети должны уметь получать фотоснимки без грубых композиционных ошибок в различных жанрах фотографии. Лучшие из них помещаются на отчётных фотовыставках. Учащиеся должны получить представление о возникновении, истории и развитии фотографии, о роли и месте фотографии в современной жизни, получить основные навыки оценивания фотоснимка. Важный результат – желание ребят продолжать обучение и совершенствовать своё мастерство, развитие интереса к фотографии как визуальному искусству.
Этапы реализации программы
Программа реализуется в три этапа:
• подготовительный - введение в мир фотографического искусства, освоение основ фотографической грамоты;
• формирующий – освоение основ фотографической грамоты;
• закрепляющий - фотосъёмка в различных фотожанрах.
Данная программа обучения рассчитана на 1 год.
Длительность занятия кружка – 35 минут. Продолжительность – 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, начиная с 1 октября по 15 мая текущего учебного года. Время проведения – вторая половина дня. Контингент воспитанников – дети 6-го, 7-го годов жизни, посещающие кружок по заявлению родителей.
Методическое обеспечение программы
Дидактический и демонстрационный материал:
- образцы фотографий;
- иллюстрации;
- модель камеры-обскуры;
Техническое оснащение:
- компьютер;
- цифровые фотоаппараты;
- фотопринтер;
- фотобумага;
- CD-диски;
- USB-флеш-накопитель.
Тематическое планирование 1 год обучения
№ Наименование разделов и тем Общее кол-во часов В том числе
Теорет. Практич.
Раздел1. Введение 1 1
1 Беседа на тему «Основные правила фотосъёмки, подбора сюжетов к теме». Объявление тем, по которым необходимо собрать материалы и сроков отведённых для каждой темы 1 1
Раздел2. История возникновения фотографий 1 1
2 История возникновения фотографии. 1 1
Раздел3. Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки 6 3 3
3-4 Навыки и умения пользования фотоаппаратом 2 1 1
5 Виды фотоаппаратов 1 0,5 0,5
6 Изучаем фотоаппарат. Что внутри? 1 0,5 0,5
7 Фотообъектив. Виды фотообъективов 1 0,5 0,5
8 Фотовспышка 1 0,5 0,5
Раздел 4 Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии. 25 10 15
9-10 Понятие композиции. Построение фотоснимка. 2 1 1
11-12 Масштаб изображения. Изображение пространства. 2 1 1
13-14 Пейзаж. Фотосъемка природы. Практическое занятие по теме пейзаж. 2 1 1
15-17 Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды. Практическое занятие по теме пейзаж. 3 1 2
18-19 Натюрморт. Практическое занятие по теме натюрморт. 2 1 1
20-21 Предметная фотосъемка. Съемка еды 2 1 1
22-24 Портрет. Практическое занятие по теме портрет. 3 1 2
25-26 Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. Практическое занятие по теме портрет. 2 1 1
27-29 Жанр “Репортаж”. Практическое занятие по теме жанр, репортаж. 3 1 2
30-31 Особенности репортажной съемки. Требования к фотоаппаратуре. Неписаные правила репортажа. Практическое занятие по теме жанр, репортаж. 2 1 1
32-33 Подготовка фотографий к фотовыставке 2 2
34 Итоговое занятие. Анализ деятельности 1 1
Итого 34 16 18