Наталья Волкова
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей «Волшебный завиток»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный завиток
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
Новые жизненные условия, в которые поставлены дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои условия: ребёнок должен быть мыслящим, самостоятельным, инициативным, ориентированным и социально-адаптированным к жизни.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Гарантией социализации и адаптации личности ребенка в обществе и выступает развитие творческих способностей.
Публикация «Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей „Волшебный завиток“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения. У него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. В творчестве ребенок учится и развивает особые качества ума : наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недо-статочно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Если говорить о детях дошкольного возраста, то развитие у них мелкой моторики рук способствует дальнейшему успешному обучению в школе. Одним из способов развития мелкой моторики пальцев рук является конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественно-эстетическому развитию. Существует много техник по работе с бумагой: складывание, сгибание, разрезание, сминание и др.
Конструирование из бумаги с использованием разных техник сложный вид деятельности дошкольников, для этого у детей должны быть хорошо развиты пространственные представления. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, эта деятельность позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях при-кладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка.
“Волшебный завиток” — так называется программный курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия.
Бумажная филигрань, так еще называют квиллинг это старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. Эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку».
Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (кисточек, зубочистки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров. И с помощью метода специальной обработки можно создать самые различные композиции. Занятия квиллингом – это колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
“Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их са-мовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности,умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое разви-тие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы :
Образовательные :
- Познакомить детей с базовыми элементами техники «квилинг» и основными их понятиями.
- Обучить составлению композиций из элементов, выполненных в технике «квиллинг».
- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник и т. д.)
Развивающие :
- Развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер.
- Развивать творческую фантазию и художественный вкус.
- Развивать у дошкольников память, мышление, внимание, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладной технике «квиллинг».
- Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.
- Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности
- Воспитывать аккуратность.
Ожидаемые результаты:
По результатам обучения данной программы дети :
- научатся разным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные базовые формы и геометрические понятия;
- научатся следовать устным инструкциям воспитателя;
- смогут создавать различые поделки, выполненные в технике «квиллинг»;
- разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
- познакомятся с декоративно-прикладным искусством – «квиллинг»;
- улучшат память, внимание, воображение и творческое мышление, фантазию и коммуникативные способности, навык работы в коллективе, творческие способности.
Критерии умений и навыков воспитанников:
Средний уровень:
- умение делать кольцо, скрепляя его с помощью клея
- умение складывать полоску бумаги в виде капельки соединять ее клеем
- умение делить полоски на две половинки, на четвертинки ножницами
- умение сворачивать полоску бумаги в рулончик и склеивать ее
- умение делать надрезы на бумаге
Повышенный уровень:
- умение круг превращать в:
* каплю,
* дольку,
* квадрат,
* прямоугольник,
* треугольник,
* завиток;
- ребенок заинтересован, активен
- старается вносить в работу элементы творчества
- применяет полученные умения и навыки вне занятий кружкаю
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Название блоков Количество часов
всего теория практика
1. Осень в гости к нам пришла! - всего часов-4, теория-1ч, практика-3ч.
2. Забавные игрушки - всего-2, 5ч: теория-0.5ч, практика-2ч.
3. Любимый праздник – Новый год!- всего-2, 5ч: теория-0,5ч, практика-2ч.
4. Веселые зверушки - всего-2,5ч. теория-0,5ч, практика-2ч.
5. Праздничные открытки - всего-4ч, теория-1ч, практика-3ч.
6. Весна – красна! - всего-2,5ч, теория-0,5ч, практика-2ч.
Итого: всего часов-18, из них теория-4 часа, практика-14 часов.