Лилия Нугманова
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Курай»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение ГБОУ СОШ «Образовательный центр»
с. Украинка – Детский сад «Солнышко»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
художественно-эстетической направленности
«Курай»
для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Срок реализации: 1 года
Авторы:
Нугманова Л. Р.
Должность: воспитатель
С. Украинка
2013 год
Пояснительная записка
«Человеку важно знать свои корни-
отдельному человеку, семье, народу-
тогда и воздух, которым мы дышим,
Публикация «Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности „Курай“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
будет целебен и вкусен,
дороже будет взрастившая нас земля
и легче будет почувствовать
назначение и смысл человеческой жизни.
Без прошлого
невозможно не понять хорошо,
не оценить по достоинству настоящего.
Дерево нашей Родины – одно целое:
Земная кора и корни,
глубоко уходящие в землю»
К. Кулиев
Любовь к близким, к своему дому, селу, стране – необходимы каждому человеку. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.
Большечерниговский район является местом наиболее древнего и компактного проживания башкир на территории Самарской области. Башкирские переселенцы появились здесь более 200 лет назад и составляют на сегодняшний день около 10 % от общего населения района. В нашем селе Украинка их около 50%.
Годами проводимая политика «обрусения» привела к размыванию национальных особенностей малых народностей. В последнее время положение изменилось. Национальная культура и обряды стали возрождаться. Осознание неповторимости своей нации среди других народностей России может стать важнейшим элементом патриотического и художественно- эстетического воспитания и должно осуществляться с опорой на истоки своей национальной культуры.
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Поэтому изучение истории культуры, природы малой родины через художественно-эстетическую деятельность в образовательном учреждении является важным педагогическим средством, которое способствует формированию у детей нравственных понятий и качеств, расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о родном крае, формирует чувство привязанности детей к Родине.
Для чего же следует изучать особенности своей национальной культуры? Что изучать? Как преподавать национальные традиции детям дошкольного возраста в детском саду? Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению своего села как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных национальных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность своей национальной идентичности; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать.
Образовательная программа Структурного подразделение ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка –Детский сад «Солнышко» не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость разработки авторской программы как своеобразного эмоционально-познавательного курса, предполагающего теоретическое и практическое изучение быта, музыки, сказок и декоративно-прикладного искусства башкирского народа, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.
Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного образования через дополнительную образовательную программу деятельность, которая проводится во второй половине дня, один раз в неделю.
Продолжительностью 25 - 30 минут.
Количество детей, посещающих кружок – 11.
Курс рассчитан на один год обучения (в количестве 32 занятий) и состоит из трех взаимосвязанных блоков:
• Мир вокруг нас.
• Мир народных фантазий.
• Мир вещей.
В каждом блоке занятия содержат разностороннюю информацию о материальной и духовной культуре башкирского народа.
На занятиях дети знакомятся с географией родного села, одеждой, жилищем, музыкальными инструментами, продуктами питания, музыкой, сказками, легендами, играми башкирского народа.
Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ компьютерных презентаций, дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок).
Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка.
Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс кружка «Курай» является проведение итогового праздника «Сабантуй» с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры башкирского народа, выставка народно-прикладного искусства, рисунки и т. д.
Цель программы :
Воспитание интереса к жизни родного края и башкирского народа, любви и уважения к его культуре и традициям через художественно-эстетическую деятельность.
Задачи программы :
1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию с учетом принципа региональности.
2. Сформировать основные понятия о быте, культуре башкирского народа.
3. Воспитывать чувство патриотизма, эстетических и нравственных черт личности.
4. Развивать художественно-эстетические навыки.
Новизна и актуальность: данная образовательная программа является интегрированной, так как ее цели и задачи реализуются средствами декоративно- прикладного искусства, занятиями по развитию речи, театральными занятиями и подвижными играми. Это позволяет создать более разностороннюю национальную картину мира у детей.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод – используется во время:
Наблюдений.
• Рассматривания компьютерной презентации, демонстрация музыкальных инструментов.
• Проведение экскурсий.
• Проведение дидактических игр.
Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:
• Чтение башкирской легенды.
• Бесед с элементами диалога.
• Рассказ воспитателя.
• Использование художественного слова.
• Рассматривания наглядного материала.
Практический метод – используется, когда необходимо:
• Организовать продуктивную деятельность.
• Провести игры
• Оформить выставку для заключительного праздника
• Рисование
• Лепка
• Аппликация
• Организовать постановку сказки.
• Провести экскурсии.
• Оформить выставку для заключительного праздника
Принципы разработки программы :
Доступность – соответствие требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования.
Функциональность – расширение и обобщение полученных ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация», «Развитие речи».
Региональность – учет природных особенностей Самарской области и культурных, исторических традиций, проживающих на его территории малых народов.
Научности – программа базируется на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалов по краеведению.
Адресованности – программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с «азбукой» краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного края, достопримечательностей села, культурной жизнью, народно-прикладным искусством и т. д.
Ожидаемые результаты.
1. Приобщение детей к национальной башкирской культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего свой народ, культуру и традиции.
2. Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
3. Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни.
4. Будут иметь представления об обычаях, традициях, особенностях жизни башкирского народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа
5. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
6. Расширение и обогащение художественного опыта.
7. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Учебно-тематический план
Месяц № Виды деятельности Мероприятия
Сентябрь 1 Интерактивная беседа «Наш край»
2 Экскурсия «Наша река Иргиз»
3 Рисование «Течет речка
4 Игра «Медный пень»
Октябрь 1 Интерактивная беседа «Башкирские писатели нашего края»
2 Башкирская народная игра «Палка- кидалка»
3 Экскурсия «Памятник Х. Давлетшиной»
4 Рисование «Дворик моей мечты»
Ноябрь 1 Прослушание музыки «Башкирских мелодий»
2 Изучение движений национальных танцев «Башкирские пляски»
3 Рассматривание музыкальных инструментов Курай, гармонь
4 Лепка из глины Музыкальный инструмент
Декабрь 1 Интерактивная беседа «Национальный башкирский костюм»
2 Башкирская народная игра «Липкие пеньки»
3 Аппликация «Роспись башкирского сапожка»
4 Рисование «Платье для Айгуль»
Январь 1 Экскурсия Мини-музей
2 Башкирская народная игра «Юрта»
3 Рисование Роспись башкирским орнаментом жилья
4 Создание макета «Юрта»
Февраль 1 Беседа
Рассматривание слайдов «Башкирские национальные блюда»
2 Дидактическая игра «Назови башкирское блюда»
3 Лепка «Чак- чак»
Март 1 Чтение Башкирские легенды
2 Рисование «Нагрудная повязка»
3 Весенний обряд «Навруз»
Апрель 1 Инсценировка сказки «Камыр – батыр»
2 Аппликация «Башкирский ковер»
3 Праздник «Кукушкин чай»
Май 1 Посиделки «Аулак»
2 Лепка «Кадушка для кумыса»
3 Праздник со совместно с родителями «Сабантуй»
Список литературы:
1. Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
2. Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надрши - Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
3. Башкирские подвижные игры. И. Г. Галяутдинов. Уфа. 2002.
4. Давлетшина З. М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011.
5. История и культура Башкортостана. - Уфа, 2001.
6. Каримов К. К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006.
7. Сайт https://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskie_kovry_koshmy/0-38. Статья Башкирские ковры. Кошмы. Башкирский орнамент.