Приложение МААМ

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Курай»

Лилия Нугманова
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Курай»
▼ Скачать + Заказать документы

Структурное подразделение ГБОУ СОШ «Образовательный центр»

с. Украинка – Детский сад «Солнышко»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности

«Курай»

для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Срок реализации: 1 года

Авторы:

Нугманова Л. Р.

Должность: воспитатель

С. Украинка

2013 год

Пояснительная записка

«Человеку важно знать свои корни-

отдельному человеку, семье, народу-

тогда и воздух, которым мы дышим,

Публикация «Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности „Курай“» размещена в разделах

будет целебен и вкусен,

дороже будет взрастившая нас земля

и легче будет почувствовать

назначение и смысл человеческой жизни.

Без прошлого

невозможно не понять хорошо,

не оценить по достоинству настоящего.

Дерево нашей Родины – одно целое:

Земная кора и корни,

глубоко уходящие в землю»

К. Кулиев

Любовь к близким, к своему дому, селу, стране – необходимы каждому человеку. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.

Большечерниговский район является местом наиболее древнего и компактного проживания башкир на территории Самарской области. Башкирские переселенцы появились здесь более 200 лет назад и составляют на сегодняшний день около 10 % от общего населения района. В нашем селе Украинка их около 50%.

Годами проводимая политика «обрусения» привела к размыванию национальных особенностей малых народностей. В последнее время положение изменилось. Национальная культура и обряды стали возрождаться. Осознание неповторимости своей нации среди других народностей России может стать важнейшим элементом патриотического и художественно- эстетического воспитания и должно осуществляться с опорой на истоки своей национальной культуры.

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Поэтому изучение истории культуры, природы малой родины через художественно-эстетическую деятельность в образовательном учреждении является важным педагогическим средством, которое способствует формированию у детей нравственных понятий и качеств, расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о родном крае, формирует чувство привязанности детей к Родине.

Для чего же следует изучать особенности своей национальной культуры? Что изучать? Как преподавать национальные традиции детям дошкольного возраста в детском саду? Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению своего села как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных национальных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность своей национальной идентичности; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать.

Образовательная программа Структурного подразделение ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка –Детский сад «Солнышко» не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость разработки авторской программы как своеобразного эмоционально-познавательного курса, предполагающего теоретическое и практическое изучение быта, музыки, сказок и декоративно-прикладного искусства башкирского народа, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного образования через дополнительную образовательную программу деятельность, которая проводится во второй половине дня, один раз в неделю.

Продолжительностью 25 - 30 минут.

Количество детей, посещающих кружок – 11.

Курс рассчитан на один год обучения (в количестве 32 занятий) и состоит из трех взаимосвязанных блоков:

• Мир вокруг нас.

• Мир народных фантазий.

• Мир вещей.

В каждом блоке занятия содержат разностороннюю информацию о материальной и духовной культуре башкирского народа.

На занятиях дети знакомятся с географией родного села, одеждой, жилищем, музыкальными инструментами, продуктами питания, музыкой, сказками, легендами, играми башкирского народа.

Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ компьютерных презентаций, дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок).

Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка.

Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс кружка «Курай» является проведение итогового праздника «Сабантуй» с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры башкирского народа, выставка народно-прикладного искусства, рисунки и т. д.

Цель программы :

Воспитание интереса к жизни родного края и башкирского народа, любви и уважения к его культуре и традициям через художественно-эстетическую деятельность.

Задачи программы :

1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию с учетом принципа региональности.

2. Сформировать основные понятия о быте, культуре башкирского народа.

3. Воспитывать чувство патриотизма, эстетических и нравственных черт личности.

4. Развивать художественно-эстетические навыки.

Новизна и актуальность: данная образовательная программа является интегрированной, так как ее цели и задачи реализуются средствами декоративно- прикладного искусства, занятиями по развитию речи, театральными занятиями и подвижными играми. Это позволяет создать более разностороннюю национальную картину мира у детей.

Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод – используется во время:

Наблюдений.

• Рассматривания компьютерной презентации, демонстрация музыкальных инструментов.

• Проведение экскурсий.

• Проведение дидактических игр.

Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:

• Чтение башкирской легенды.

• Бесед с элементами диалога.

• Рассказ воспитателя.

• Использование художественного слова.

• Рассматривания наглядного материала.

Практический метод – используется, когда необходимо:

• Организовать продуктивную деятельность.

• Провести игры

• Оформить выставку для заключительного праздника

• Рисование

• Лепка

• Аппликация

• Организовать постановку сказки.

• Провести экскурсии.

• Оформить выставку для заключительного праздника

Принципы разработки программы :

Доступность – соответствие требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования.

Функциональность – расширение и обобщение полученных ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация», «Развитие речи».

Региональность – учет природных особенностей Самарской области и культурных, исторических традиций, проживающих на его территории малых народов.

Научности – программа базируется на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалов по краеведению.

Адресованности – программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с «азбукой» краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного края, достопримечательностей села, культурной жизнью, народно-прикладным искусством и т. д.

Ожидаемые результаты.

1. Приобщение детей к национальной башкирской культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего свой народ, культуру и традиции.

2. Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

3. Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни.

4. Будут иметь представления об обычаях, традициях, особенностях жизни башкирского народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа

5. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

6. Расширение и обогащение художественного опыта.

7. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Учебно-тематический план

Месяц № Виды деятельности Мероприятия

Сентябрь 1 Интерактивная беседа «Наш край»

2 Экскурсия «Наша река Иргиз»

3 Рисование «Течет речка

4 Игра «Медный пень»

Октябрь 1 Интерактивная беседа «Башкирские писатели нашего края»

2 Башкирская народная игра «Палка- кидалка»

3 Экскурсия «Памятник Х. Давлетшиной»

4 Рисование «Дворик моей мечты»

Ноябрь 1 Прослушание музыки «Башкирских мелодий»

2 Изучение движений национальных танцев «Башкирские пляски»

3 Рассматривание музыкальных инструментов Курай, гармонь

4 Лепка из глины Музыкальный инструмент

Декабрь 1 Интерактивная беседа «Национальный башкирский костюм»

2 Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

3 Аппликация «Роспись башкирского сапожка»

4 Рисование «Платье для Айгуль»

Январь 1 Экскурсия Мини-музей

2 Башкирская народная игра «Юрта»

3 Рисование Роспись башкирским орнаментом жилья

4 Создание макета «Юрта»

Февраль 1 Беседа

Рассматривание слайдов «Башкирские национальные блюда»

2 Дидактическая игра «Назови башкирское блюда»

3 Лепка «Чак- чак»

Март 1 Чтение Башкирские легенды

2 Рисование «Нагрудная повязка»

3 Весенний обряд «Навруз»

Апрель 1 Инсценировка сказки «Камыр – батыр»

2 Аппликация «Башкирский ковер»

3 Праздник «Кукушкин чай»

Май 1 Посиделки «Аулак»

2 Лепка «Кадушка для кумыса»

3 Праздник со совместно с родителями «Сабантуй»

Список литературы:

1. Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

2. Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надрши - Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

3. Башкирские подвижные игры. И. Г. Галяутдинов. Уфа. 2002.

4. Давлетшина З. М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011.

5. История и культура Башкортостана. - Уфа, 2001.

6. Каримов К. К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006.

7. Сайт https://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskie_kovry_koshmy/0-38. Статья Башкирские ковры. Кошмы. Башкирский орнамент.

Публикации по теме:

«Веселая лепка». Программа дополнительного образования в ДОУ Одно из самых больших удовольствий для ребенка - ЛЕПКА![/b] В 2009 году мной была разработана дополнительная образовательная программа "Веселая.

Новогоднее оформление окон детского сада. Наш детский сад комбинированного вида. Всего 12 групп. Из них две группы возраст второй младшей, две младшего возраста, две среднего возраста,.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Курай»
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 15:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Курай»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Нугманова (УИ 66503) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД