Анна Егорова
Дополнительная образовательная программа математического кружка «Любознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.
Публикация «Дополнительная образовательная программа математического кружка „Любознайка“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Актуальность.
Интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению предполагает развитие и формирование элементарных математических представлений. Я работаю в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 40% моих воспитанников имеют вторичный диагноз – задержка психического развития. Минимальные мозговые дисфункции, - это диагноз можно увидеть в заключениях моих воспитанников логопедических групп. К этой категории относятся дети с нормальным интеллектом, но с проблемами в обучении и поведении. У таких детей наблюдаются сенсомоторные и речевые нарушения, гиперактивность, повышенная отвлекаемость, неустойчивость внимания. Дети забывают сложные словесные конструкции, элементарную последовательность заданий. По сравнению со сверстниками у них слабо развита мелкая моторика. Поэтому вопросы интеллектуальной готовности к школьному обучению вызывают волнения у педагогов и родителей воспитанников.
Педагогам приходится заниматься не только коррекцией речи своих воспитанников, но и развитием восприятия, произвольного внимания, памяти и мышления, побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать, логически мыслить.
У нас сложилась целая система работы с такими детьми. И отличительной особенностью ее является использование занимательных игр, которые успешно включаются в непосредственно-образовательную деятельность, в совместную деятельность со взрослыми.
Рабочая гипотеза – предполагает, что организованная работа по математическому развитию детей в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.
Цель: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые, для непосредственного восприятия, математические взаимосвязи и взаимозависимости
Задачи:
• Научить ребёнка формировать цель, выделять главное, отбрасывая несущественные признаки и факты.
• Планировать свои действия, предвидя результат.
• Классифицировать предметы и явления по определё нному признаку: обобщать, разбивать целое на части для манипулирования;
• Конструировать модели следуя схеме, находить верный вариант решения из множества предложенных.
• развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания свойств и отношений, обследование, сопоставления, группировка, упорядочение, разделение.
• Развитие у детей логико-математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах.
• Развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнения, классификациях)
• Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
• Освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздания, преобразования, экспериментирования, моделирования)
• Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук.
Отличительная особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. При выполнении заданий дети объясняют все свои действия, что позволяет одновременно развивать связную речь ребенка, учит его выражать свои мысли. Степень трудности заданий различна, что-то ребенок выполняет самостоятельно, а что-то с помощью взрослого.
Возраст детей.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 6-7 лет.
Продолжительность: 1 год.
Формы и режим работы:
При наполняемости групп детей занятие кружка проводится 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет 25-30мин.
Дни занятий кружка выбирается в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий, каждый ребёнок занимается в кружке один раз в неделю.
Гибкая форма организации логико-математического кружка в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень его умственного и нравственного развития. Каждый ребёнок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Принципы:
• последовательность
• систематичность
• личностно - ориентированный подход
Методы:
• наглядный (показ, иллюстрации, ребусы, шарады)
• словесный (беседа, вопросы, художественное слово, загадки)
• практический.
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы важные качества личности, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность.
У детей появился интерес к математике.
Дети овладели объяснительной и доказательной речью.
Могут оперировать знаками, символами.
Развита способность видеть, открывать в мире свойства, отношения, зависимость.
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
В конце учебного года воспитатель проводит опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе и полученных детьми знаний за время обучения.
В результате реализации программы у детей будут сформированы следующие навыки:
- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Формы подведения итогов работы дополнительного образования
- итоговое занятие - фотовыставка
Методика диагностики
Диагностика по математике детей 6-7 лет
1. Умение считать в пределах 20 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т. д.)
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2балла–ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчё т результатов:
9 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 20 баллов – средний уровень
21 – 27 баллов – высокий уровень