Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа «Мой северный край»

Елена Александровна Суворова
Дополнительная образовательная программа «Мой северный край»

Дополнительная образовательная программа

«Мой северный край»

Возраст обучающихся: 6 - 8 лет.

Срок реализации программы : 1 год.

Составитель: педагог дополнительного образования

Суворова

Елена Александровна

1. Пояснительная записка

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества», - писал академик Д. С. Лихачев. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая родина» – это и природа, которая окружает человека, семья, дом, школа, это и памятные места города Северодвинска, его окрестных сел и деревень, исторические и культурные центры и предприятия города, а также известные люди, гордость и слава нашего края. Программа кружка «Мой северный край» направлена на создание необходимых условий для повышения мотивации к изучению родного края, роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка, всестороннего проявления интеллектуальных способностей. А так же данная программа способствует формированию культуры поведения детей в природе, учит их отвечать за свои поступки, познавать свой край в прошлом и настоящем, с любовью относиться к природе своей малой родины.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Мой северный край“» размещена в разделах

Программа является модифицированной, разработана на основе образовательной программы «Юный краевед для начальной школы» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский центр культуры» педагогом дополнительного образования А. И. Климовым.

Актуальность программы и ее практическая значимость связаны с отсутствием программ именно такого рода. Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ заключается в том, что в нее: введены декоративно-прикладные мастер- классы. В ходе занятий учащиеся изучают традиции русского Севера через освоение народных игр, праздников, ремесел.

Цель программы : создание условий для изучения культуры родного края, традиций и обычаев Русского Севера.

ЗАДАЧИ:

Образовательные

• ознакомление с основами краеведческой работы, с основными краеведческими понятиями;

• углубление и расширение знаний по истории родного края;

• приобщение школьников к поисково-исследовательской деятельности.

Развивающие

• развитие основных психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т. д.).

• расширение кругозора учащихся.

Воспитательные

• воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры; патриотизма;

• воспитание естественной потребности к познанию окружающего мира;

• воспитание личностных качеств (доброта, честность, взаимопомощь);

• воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы – 6 – 8 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Режим занятий: общее количество часов в год – 33, в неделю – 1.

Место проведения занятий – школьный кабинет, зал

Ожидаемые результаты:

- учащиеся должны иметь представление:

• о богатстве природы, культуры родного края;

- учащиеся должны знать:

• народные традиции;

• правила игровых забав;

• историю своего края, знаменитых и интересных людей.

- учащиеся должны уметь:

• наблюдать и выделять характерные особенности природы;

• создавать творческие работы – поделки, рисунки и т. п. ;

• участвовать в игровой забаве;

• соблюдать правила поведения в общественных местах, в природе.

Результативность определяется количеством и качеством проведенных выставок детских творческих работ, количеством проведенных народных игр.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

• творческие задания;

• викторины;

• конкурсы;

• кроссворды;

• интеллектуальные игры;

• выставки творческих работ.

2. Учебно – тематический план занятий по программе «Мой северный край»

рассчитан на 33 учебных часа (1 час в неделю)

Тема Количество часов

всего теория практика

Введение 4 2 2

Природа нашего края 11 5,5 5.5

Кладовая сокровищ Севера 14 7 7

Яркие краски севера 4 1 3

итого 33 15,5 17,5

Содержание программы

1. Введение. (4 ч.)

Теория. Знакомство с программой, целями и задачами на учебный год. Введение понятий краеведение, малая родина, поморы. Северные избы.

Практика. Рисунки на тему «Любимый уголок своего края». Творческая мастерская «Поморская изба»(создание северной избы из пластилина). Работа с картой Архангельской области.

2. Природа нашего края (11 ч.)

Теория. Знакомство с растительным и животным миром Архангельской области.

Практика. Работа с картой Архангельской области. Рисунки на тему «Прекрасный край - Поморье». Викторина по природе родного края. Рисунки на тему, «Северное сияние». Аппликация «Северные ягоды». Северные народные игры. Викторина о животных. Аппликация. Игра «Отгадай растение». Рисунки растений в технике монотипия.

3. Кладовая сокровищ Севера (14 ч.)

Теория. Знакомство с творчеством писателей и художников родного края. Знакомство с малыми жанрами поморского фольклора. Рассказ о М. В. Ломоносове. Ознакомительная беседа «Народные промыслы Русского Севера». Рассказ о каргопольской игрушке «В гостях у бабушки Ульяны».

Практика. Игровые занятия. Игра-викторина по сказкам северных сказочников. Мастер-класс «Козуля-коза- новогодняя краса», «Щепная птица». Творческие мастерские: разучивание пословиц, поговорок, загадок, «Крутим, вьем, чудеса создаем (изготовление кукол-закруток). Создание аппликации в технике «Мозаика».

3. Яркие краски севера (4 ч.)

Теория. Знакомство с северными росписями : мезенская, пермогорская.

Практика. Освоение простейших элементов орнамента, знакомство с художественными элементами росписи – листочками, ягодами и цветами. (пермогорская роспись). Освоение простейших элементов мезенской росписи – прямых и волнистых линий, спиралек и зигзагов. Раскрашивание раскрасок.

3. Методическое обеспечение программы

Формы организации занятий:

- теоретические (беседа за круглым столом, обсуждение экскурсий, целевых прогулок)

- практические (просмотр видеофильмов, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, творческие задания, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений).

Педагогические методы и приемы:

- объяснительно – иллюстративный (рассказ, объяснений, показ и изготовление наглядных пособий,

- словесный (беседа, обсуждение экскурсии, целевых прогулок,

- частично – поисковый (поиск информации,

- практический (выполнение творческих заданий,

- рефлексия (наблюдение).

Дидактические материалы: разработки текстов бесед, экскурсий.

Формы контроля за знаниями обучающихся:

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: творческие задания, викторины, составление и решение кроссвордов, интеллектуальные игры, выставки творческих работ.

4. Материально - техническое обеспечение программы

Кабинет, зал, интерактивная доска, ноутбук, альбомы, пластилин, картон, краски, гуашь, цветные карандаши, нитки, лоскутки ткани, природный материал.

5. Литература

1. Голицына И. Поморье. Сокровищница Русского Севера. – Москва, 2009.

2. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - 3-е издание – М. : Флинт: Наука, 2001.

3. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ Науч. Ред. Э. И. Николаева; сост., отв. Ред. И. Ф. Полякова. – Архангельск: Поморский университет, 2005.

4. А. И. Климов. Образовательная программа «Юный краевед для начальной школы» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский центр культуры». - Северодвинск, 2010.

5. Поморская азбука/авт. сост. : Т. Зайцева. – Архангельск: Анзер, 2010.

6. Кодола О. Е. История Архангельской области: книга для детей и их родителей. :2006 г.

7.. Кодола О. Е. Культура Архангельской области: книга для детей и их родителей. :2009 г.

8.. Кодола О. Е. История Архангельской области: книга для детей и их родителей. :2009 г.

Публикации по теме:

«Веселая лепка». Программа дополнительного образования в ДОУ Одно из самых больших удовольствий для ребенка - ЛЕПКА![/b] В 2009 году мной была разработана дополнительная образовательная программа "Веселая.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мастерская Умелкина» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год. • Наименование программы: «Мастерская Умелкина» • Направление деятельности: начально-техническое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Мой северный край»
Опубликовано: 29 октября 2014 в 21:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД