Папки-передвижки

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа «Шахматное чудо»

Юлия Даудрих
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа «Шахматное чудо»
▼ Скачать + Заказать документы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Шахматное чудо»

Для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Срок реализации: 1год

Составитель: Даудрих Ю. А.

Воспитатель МБДОУ № 11 д/с «Ромашка»

г. Стрежевой

Пояснительная записка.

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, Дополнительная образовательная программа „Шахматное чудо“» размещена в разделах

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет.

Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.

Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Эта удивительная игра становится средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Процесс обучения игре воспитывает у детей привычку к преодолению трудностей.

Шахматы в детских садах положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству многим детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Цели и задачи программы :

Основная цель данной программы – обучение правилам шахматной игры.

Образовательная – расширить кругозор, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т. п;

• Воспитательная – вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкость характера;

• Эстетическая –развивать умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащать детскую фантазию, уметь восхищаться удивительной игрой;

• Физическая – развивать выносливость, умение сидеть за шахматной доской; • Коррекционная – помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учить длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Дидактические принципы занятий:

• От простого к сложному.

• От легкого к более трудному.

• От известного к неизвестному, применяя элементы занимательности, новизны.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут на протяжении учебного года.

Формы работы с детьми включают:

• Подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.

• Соревнования.

• Игры.

• Упражнения.

Самостоятельная деятельность детей.

Предполагаемые результаты.

К концу года дети должны знать:

Шахматные термины.

• Название шахматных фигур

• Правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

• Ориентироваться на шахматной доске.

• Играть шахматными фигурами без нарушения правил.

• Правильно располагать фигуры перед игрой.

• Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали.

• Решать простые шахматные задачи.

Итогом реализации программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Учебный план.

Занятие 1

Тема: Шахматные фигуры.

Цель: Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету.

Занятие 2

Тема: Удивительные клетки.

Цель: Знакомство с шахматной доской. Знакомство с центром доски – четыре поля в середине шахматной доски.

Занятие 3

Тема: Белая ладья.

Цель: Освоить ход ладьи. Объяснить, что линии бывают вертикальные и горизонтальные.

Занятие 4

Тема: Бить или не бить?

Цель: Учить детей выполнять взятие – брать фигуру противника, которая стоит под боем.

Занятие 5

Тема: Белые слоны.

Цель: Освоить ход слона. Научить детей, что очень важно, чтобы слон точно передвигался наискосок. Учить, что по белым полям передвигаются белопольные слоны, а по черным клеткам ходят чернопольные слоны.

Занятие 6

Тема: Слон против слона.

Цель: Объяснить детям, что если белый и черный слоны ходят по клеткам одного и того же цвета, то это одноцветные слоны, а если слоны перемещаются по полям разного цвета, то это разноцветные слоны.

Занятие 7

Тема: Ладья против слона.

Цель: Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает.

Занятие 8

Тема: Белый ферзь.

Цель: Освоить ход ферзя.

Занятие 9

Тема: Черный ферзь.

Цель: Научить детей сражаться самыми сильными шахматными фигурами – ферзями. При аккуратной игре этот поединок завершиться вничью.

Занятие 10

Тема: Ферзь против ладьи и слона.

Цель: Учить детей играть ферзем против ладьи, ладьей против ферзя, ферзем против слона, слоном против ферзя на шахматной доске «восемь полей на восемь»

Занятие 11

Тема: Белый король.

Цель: Обучить детей ходу короля.

Занятие 12

Тема: Бей, король.

Цель: Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя.

Занятие 13

Тема: Белая пешка.

Цель: Обучить детей ходу пешки.

Занятие 14

Тема: Превращение пешки.

Цель: Научить детей как можно пешку превратить в другую фигуру. Объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя.

Занятие 15

Тема: Бьем наискосок.

Цель: Учить детей, что пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали.

Занятие 16

Тема: Король, ладья и слон против пешки.

Цель: Объяснить детям, что трудно пешке сражаться против иных фигур на шахматной доске «восемь на восемь клеток», причем чем дальше находится пешка от поля превращения, тем она слабее.

Занятие 17

Тема: Белый конь.

Цель: Обучить детей ходу коня.

Занятие 18

Тема: Конь против коня.

Цель: Учить ребенка играть конем против коня.

Занятие 19

Тема: Ферзь, ладья и слон против коня.

Цель: Научить, что лишь ферзь способен в любой позиции на доске «восемь полей на восемь» укротить неприятельского коня и побить его. Ладья и слон лишь в отдельных случаях (при условии, что конь оттеснен на одну из двух любых крайних линий) способны одолеть коня. Для достижения ничьей коню надо держаться поближе к центру доски.

Занятие 20

Тема: Короли и пешка против коня.

Цель: Убедить детей, что король может одолеть коня лишь в исключительных случаях – когда конь занимает одно из угловых полей, а король находится в непосредственной близости от коня.

Занятие 21

Тема: Шах.

Цель: Научить детей, что шах – важное шахматное понятие. Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах.

Занятие 22

Тема: Ставим шах.

Цель: Учить детей ставить шах.

Занятие 23

Тема: Не иди король под шах.

Цель: Учить детей, что короля нельзя ставить под бой, под шах.

Занятие 24

Тема: Защита от шаха.

Цель: Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его из-под боя…

Занятие 25

Тема: «Умный шах»

Цель: Учить детей из нескольких вариантов шаха выбирать лучший.

Занятие 26

Тема: Мат.

Цель: Объяснить детям, что достижение мата – вот главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл.

Занятие 27

Тема: Ферзь, ладья, слон дают мат в один ход.

Цель: Научить ребенка ставить мат в один ход ферзем, ладьей и слоном.

Занятие 28

Тема: Конь, пешка и король дают мат в один ход.

Цель: Научить ребенка ставить мат в один ход конем, пешкой и королем.

Занятие 29

Тема: Начальное положение.

Цель: Научить детей расставлять фигуры в начальное положение.

Упражнения, используемые на занятиях.

Игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.) .

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Сундучок". Ученики по одной вынимают из сундучка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля".Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

В конце года дети должны:

1. Знать названия и правила движения всех шахматных фигур.

2. Знать элементарные правила игры и некоторые её принципы.

3. Уметь элементарно играть в шахматы.

Литература:

1. И. Г. Сухин. «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет»

2. Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы»

Публикации по теме:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мастерская Умелкина» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год. • Наименование программы: «Мастерская Умелкина» • Направление деятельности: начально-техническое.

Визитная карточка ДОУ Визитная карточка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа «Шахматное чудо»
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 19:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа «Шахматное чудо»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Даудрих (УИ 27189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД