Елена Топоркова
«Весёлая ярмарка». Знакомство дошкольников с устным народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
К. Г. Паустовский
Народное творчество - богатый кладезь мудрости, красоты живого слова и неповторимые краски родного языка, метко подмеченные и переданные в поэтических образах предметы быта, жизненный уклад, режимные моменты и сезонные изменения в природе. Выученные в детстве стишки: «Дождик, дождик, пуще, будет травка гуще», «Водичка, водичка, умой моё личико.»
Публикация «„Весёлая ярмарка“, Знакомство дошкольников с устным народным творчеством» размещена в разделах
«Божья коровка, улети на небо.» не забылись и сейчас, а вот стихи многих авторов, заучиваемые наизусть в начальной школе, вряд ли воспроизведём по памяти. В чём же секрет народного творчества? Как объяснить тот факт, что и младенец реагирует улыбкой, весёлым помахиванием ручек на поэтические строки пестушек или потешек? Без духовно-нравственного начала невозможно вырастить гармоничную личность. Восточная мудрость гласит: если ребёнку в детстве не пели колыбельных песен, вряд ли он вырастет хорошим человеком. И действительно, влияние народного творчества на воспитание дошкольников неоценимо. В своей книге «Народные и обрядовые праздники» Л. В. Иванцова отмечает: «Именно этот материал даёт нам возможность осознания собственной истории, обычаев, преданий, традиций», что в свою очередь помогает в «формировании определё нных черт личности: трудолюбия, честности, любви к своей семье, родине, народу».
А это, в наши дни немаловажно. Какому же виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребёнка? Многих профессионалов, конечно, больше привлекает устное народное творчество. Сказки, загадки, поговорки, пословицы, пестушки, заклички, потешки, считалки, скороговорки- не только настоящая сокровищница народной мудрости, но и богатый материал для развития речевых способностей, воображения, фантазии, приобщения к творчеству, а также воспитания любви к родному краю и русскому языку. Он позволяет выработать чёткое произношение звуков; совершенствовать слоговую структуру, развивать фонематические процессы, словарный запас и связную речь.
Для подготовки к занятию посвящённого влиянию народного творчества на развитие речи и творческих способностей, педагоги подготовительной к школе группы нашего детского сада провели большую предварительную работу, беседы о народной культуре и промыслах на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной культурой, прикладным искусством. Дети сами учились расписывать разные предметы, создавая порой необыкновенно красивые рисунки и узоры. На музыкальных занятиях они знакомились с народными инструментами, играли на ложках, разучивали народные песни, хороводы, народные подвижные игры на физкультуре и во время прогулок. Всё это способствовало пополнению словарного запаса, закреплению навыков чёткого произношения, обучению выразительно декламировать стихи и скороговорки.
Основное содержание
1. Организационный момент
2. Развитие речевого дыхания.
3. Самомассаж мышц лица.
4. Формирование представлений детей о ярмарке. Развитие
словарного запаса по данной теме.
5. Ознакомление с народными промыслами.
6. Биоэнергопластика.
7. Формирование речевого голоса (умение регулировать его высоту и
силу).
8. Совершенствование представлений о гласных и согласных звуках.
9. Развитие координации слов с движениями.
10. Ознакомление детей с видами театральных кукол.
11. Развитие творческих способностей детей.
Задачи
Коррекционные:
- формировать чёткие, энергичные движения губ, языка,
необходимые для выработки полноценной дикции;
- умение и навыки активно пользоваться мимическими мышцами;
- менять высоту и силу голоса;
- учить приёмам самомассажа для закрепления и
расслабления мышц лица;
-выполнять одновременно движения артикуляционного аппарата
кисти ведущей руки (биоэнергопластика);
-развивать слуховое восприятие, внимание, память.
Образовательные:
-познакомить детей с народными промыслами;
-развивать творческие способности;
-совершенствовать умение работать в коллективе;
-развивать тонкую моторику рук посредством изобразительной деятельности.
Воспитательные:
- приобщать к истокам и традициям русского народа;
- формировать положительные эмоции;
Воспитывать коммукативные навыки общения;
- познакомить с разными жанрами театра, поддерживать интерес к тетрализации, поощрять желание к творчеству;
- прививать любовь к русским традициям.
Предварительная работа.
Рассматривание альбомов: «Дымковская игрушка» «Хохломская роспись» «Сказочная гжель» «Жостовский букет»
Заучивание стихов; пословиц, поговорок, скороговорок.