Лучший педагог года

Планирование духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста на основе народной культуры с учетом ФГТ

Татьяна Масензова
Планирование духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста на основе народной культуры с учетом ФГТ

Авторская разработка

В настоящее время, в связи с определенными позитивными изменениями в системе дошкольного образования, педагоги ДОУ относительно свободны в выборе образовательных программ. Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. Но в обилии парциальных программ важно выбрать то оптимальное содержание, которое будет способствовать разностороннему развитию ребенка. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-другому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Поэтому очень остро встала проблема по ознакомлению воспитанников детского сада с основами отечественной культуры, понимая, как это важно для них, россиян.

Публикация «Планирование духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста на основе народной культуры с учетом ФГТ» размещена в разделах

Первое знакомство ребенка с народным творчеством начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме,- таят в себе немалые жанровые богатства. Младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируются наглядно-образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Поэтому очень важно, чтобы эти представления были сформированы на основе нравственных и духовных ценностей русского народа.

Однако очень не просто в режиме дня изыскать время для полной реализации таких программ. Очень не хотелось проводить данные занятия в те минуты, которые выделены детям для игры. Занимаясь на протяжении нескольких лет проблемами экологического воспитания дошкольников, я обратила внимание на то, что практически любая тема занятий по экологическому воспитанию перекликается с приметами того или иного дня в народном календаре. Поэтому, изучив множество программ и УМК, направленных на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также духовно-нравственное и патриотическое развитие детей, мне показалось очень правильным иногда интегрировать тематику экологической и народной культуры.

При этом некоторыми авторами были разработаны целые циклы занятий на основе народного календаря с детьми старших и подготовительных групп. В это время и возник вполне оправданный вопрос: «Можно ли применить данную технологию в воспитательно-образовательном процессе младших дошкольников?» Всем известен тот факт, что при наличии ясной цели и четких задач, нет ничего невозможного. Поэтому мною был разработан перспективный план на основе народного календаря, в который была включена адаптированная для данного возраста информация. В этот план гармонично влились календарные беседы, рассматривание картин, свободная творческая деятельность детей и наблюдения в природе с акцентом на народные приметы, без использования специально отведенного времени. Дети, в ненавязчивой форме, получали доступную информацию в ходе режимных моментов. Закрепление материала происходило в процессе продуктивной деятельности, праздничных мероприятий и вовлечения родителей в сотворчество с детьми.

Цель:

Приобщение детей к этническим ценностям в доступных для младшего дошкольного возраста формах и формирование основ духовности личности на основе народной культуры.

Задачи:

1. Развивать экологическую воспитанность детей через наблюдение за живой природой и временными изменениями на основе народного календаря.

2. Формировать представления о быте и обычаях русского народа через ознакомление с народными приметами, песнями, играми, фольклором.

3. Расширять кругозор родителей и педагогов о культуре русского народа через организацию совместных мероприятий и акций.

Содержание: дата,наблюдение за природой, праздничные мероприятия, продуктивная деятельность,работа с родителями.

1 сентября

Андрей

Стратилат-тепляк Познакомить детей с календарем погоды, объяснить значение картинок. Познакомить с названием времени года (осень)

На прогулке с помощью вертушек и султанчиков провести наблюдение за ветром. Отметить теплый он или холодный. Рассказать, что это время листопада. Сообщить о том, что по народным приметам в этот день дует теплый ветер Рисование красками, гуашью: «Первый листопад», «Осенний листочек» Выставка совместных работ «Осенний букет»

5 сентября

Луппа- брусничник Предложить детям рассмотреть веточку брусники или картинку с изображением веточки. (отметить ягоды, листья, стебель)

Рассказать, что по народной примете в этот день поспевает брусника Рисование штампами «Брусничка» В родительский уголок поместить стихи о ягодах, растущих в лесах Сибири

7 сентября

Тит-грибной В уголке природы выставить картинки и муляжи грибов. Рассказать детям о том, что с давних времен люди отправлялись в лес, собирали грибы и заготавливали их на зиму. Лепка «Красивый грибок»

13 сентября

Куприянов день Рассмотреть с детьми овощи (морковь, картофель, свеклу) Сравнить овощи между собой (цвет, форма). Рассказать детям о том, что по народному календарю в этот день люди начинали убирать урожай корнеплодов. Рисование «Морковка для зайчика» Смотр-конкурс поделок из овощей «Чудо огород»

20 сентября

Лука В уголке природы поместить в баночку с водой луковицу с небольшой зеленью. Рассмотреть ее строение, рассказать о том, чем полезен лук. Рисование акварелью «Желтая луковица для больной куколки»

21 сентября

Осенины,

Оспоженки Рассмотреть различные овощи, которые еще не были рассмотрены в уголке природы. Провести о них беседу. Предложить попробовать на вкус. Рассказать о том, что давние времена в этот день отмечали праздник урожая. Праздник «Осенины» Подготовка костюмов и масок с изображением овощей для инсценировок

14 октября

Покров Предложить детям понаблюдать за погодой из окна и найти подходящую картинку в календаре погоды. Рассказать детям о том, что в давние времена люди примечали, что с этого дня становится холоднее и может даже выпасть снег Рисование карандашами «Первый снег»

или

«Холодный дождь»

12 ноября

Зиновий-синичник Рассмотреть картинки с изображением зимующих птиц (снегирь, синица). Рассказать о том, чем питаются птицы зимой. На прогулке предложить детям понаблюдать за птицами. Рассказать о том, что в старину в этот день развешивали кормушки для птиц Рисование пальчиками «Зернышки для птиц»

«Кормушка для птичек» Акция : изготовление и совместное развешивание кормушек для птиц.

Оформление газеты «Синичкин день»

19 ноября

Павел и Варлаам-ледоставы На прогулке с детьми рассмотреть наледь на дорожке.

Рассказать детям о том, как опасно ходить по льду (лед скользкий). Чтобы не упасть лед можно посыпать песком.

В группе провести опыт со льдом (в тепле тает, превращается в воду) Рассказать о том, что издавна люди замечали, что в этот день появляется лед на реках и озерах Рисование «Зимние забавы» Изготовление игрушек из цветных льдинок для украшения участка

7 декабря

Екатерина-санница На прогулке организовать для детей катание на санках. Проверить, где легче катятся санки по рыхлому снегу (сугробам) или укатанному (по дорожке).

Рассказать, что в давние времена в этот день люди устраивали катание на санях, запряженных лошадьми. Рисование красками «Дорожка для саночек»

Конструирование из пластилина и спичечного коробка «Саночки» Организация катания детей на санях, запряженных лошадьми.

12 января

с 06.01по 19.01Святки На прогулке понаблюдать с детьми за ветром (сильный или слабый, холодный или теплый) Если ветер сильный, то урожай будет хорошим. «Коляда отворяй ворота» Конструирование из бумаги «Красивая конфета» Организация и проведение родительских вечеров «А расскажу я вам сказку»

20 февраля

Лука Понаблюдать за луком, выращенным в баночке с водой. Рассмотреть корни, определить для чего они нужны (чтобы питаться). Рассказать детям о том, что сегодня Луков день. В старину в этот день пекли пирожки с луком. Рисование пластилином «Луковые перышки»

Лепка из соленого теста «Пирожки» Наглядная консультация для родителей «Полезный огород на окне»

Конец февраля-начало марта

Рассказать детям о том, что с наступление весны зимующие птицы начинают вить гнезда, а перелетные возвращаются из теплых стран. Отметить, что солнце стало светить ярче и

греть сильнее.

На прогулке познакомить детей с народными играми «Карусели», «Солнышко-ведрышко»

«Масленица»

Конструирование из ткани «Куколка Масленица» Семейный проект «Масленица» (Изготовление кукол, коллажей, газет об истории праздника)

7 апреля

Благовещение Во время прогулки описать погоду, отметить светит ли солнце или небо хмурое, появились ли на деревьях листья или нет. Рассказать, что этот день один из самых почитаемых в народе праздников весны. Предки считали, что в этот день даже солнце радуется, «играет»,отмечали, что зацветает верба Конструирование из природного материала «Веточка вербы» Вечер совместных игр.

20 апреля

Акулина На прогулке рассмотреть с детьми почки на деревьях. Рассматривание березки. (строение, особенный цвет ствола).Рассказать детям о том, что в этот день раскрываются почки на березе. «Весна-красна» Рисование красками «Березка» Изготовление книжек-малышек со стихами о русской березке.

Апрель-май В уголке природы выставить картинку с изображением курочки. Рассмотреть ее (голова, клюв, туловище, крылья, хвост).

Рассказать детям о том, что праздник «Пасха» считался главным праздником на Руси. Символом праздника было пасхальное яйцо. В этот день на Руси радостно звонили колокола. «Пасха» Рисование красками «Пасхальное яичко» Выставка «Сказочное яичко»

15 мая

Борис и Глеб В уголке природы выставить картинку с изображением соловья. Предложить детям прослушать запись соловьиного пения.

Рассказать детям, что в давние времена люди заметили, что с этого дня начинают петь соловьи. Лепка из соленого теста «Птичка»

Июнь

Троица В уголке природы выставить картинку с изображением летнего пейзажа с березами. Отметить яркость летних красок. Рассмотреть березку на участке детского сада.

Рассказать детям, что в этот день по поверью, русалки падают с деревьев. О том, что на Троицу устраиваются народные гулянья с качелями, а избу украшали зелеными ветками березы. «Как у наших у ворот» Аппликация из бумаги «Красивый венок» Создание фотоколлажа

«Мы с семьей на природе»

Литература:

1. Знакомим дошкольников с народной культурой. Чебан А. Я. ,Бурлакова Л. Л. Сфера,М. -2011г.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством. Бударина Т. А. С. П. -2010г.

Публикации по теме:

Годовой план Центра развития ЯС №1 «Ромашка» на 2012–2013 уч. год Центр развития я/с № 1 «Ромашка» расположен в центре города. В детском саду воспитывается 375 детей разных национальностей. Центр развития.

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста на основе народной культуры с учетом ФГТ
Опубликовано: 18 апреля 2013 в 05:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД