МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Елена Ефимова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

В. В. Балдина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - д/с №89

г. Белгород, Россия

В данной статье рассмотрен вопрос о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Развитие и формирование целостной личности ребенка-дошкольника. Приобщение к народной культуре, фольклору, старинным православным праздникам.

«Уклад слагается, формируется и закрепляется,

прежде всего, и больше всего – в детстве».

И. А. Ильин

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас в душу ребенка заложим, проявится позднее, станет его жизнью. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребенка до школы.

В детстве сравнительно легко происходит усвоение социальных норм. Можно оказать большее влияние на поведение и чувства, если ребенок еще мал. Намного позднее происходит осознание критериев морали, чем формируются алгоритм социального поведения и нравственные чувства.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - для будущего взрослого человека - это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведет к желаемому результату воспитание нравственности не затрагивающее эмоции ребенка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность - основа самого лучшего в людях, а навыки, образование, сноровку можно и позже приобрести.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок,в которой происходит развитие и становление. Культура - это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.

В православии лежат корни духовно-нравственного воспитания. Родом из Нового Завета все наши нравственные ценности: любовь к родителям, Родине и ближнему, уважение к старшим, скромность, честность, жертвенность, бескорыстность, терпеть, прощать, уступать.

Постепенно к нам возвращается национальная память и мы начинаем относиться по-новому к традициям, фольклору, старинным праздникам, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам в которых народ оставил нам из своих культурных достижений – самое ценное.

Давно не употребляются и забыты в разговорной речи изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, потешки, пословицы, которыми богат русский язык.

Задача педагога - соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, детям предоставить возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем любознательность, чувство красоты, окружающие предметы должны быть национальные. С самого раннего возраста это поможет детям понять, что они - часть русского народа.

Фольклор является богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей. Особенные черты русского характера сохранились как нигде, в устном народном творчестве.

Дети нашего дошкольного учреждения принимают участие в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки, День Петра и Февронии, Масленица, Пасха, где дети читают стихи, заучивают колядки, играют в игры-осуществляется изучение детского фольклора. Во время образовательной деятельности и на прогулкам используем в своей речи как потешки, так и пословицы. Наблюдаем за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц. Эти наблюдения связаны с различными сторонами жизни человека и трудом.

Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, промыслы.

Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям.

В наше время главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности должны занять народные традиции. Благодаря им, дети усваивают весь комплекс духовных ценностей - обычаи русского народа, нравы.

Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Библиографический список:

1. Гладких Л. П. Основы православной культуры: Науч. -метод. пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.

2. Зязева Л. К. Мир детства в традиционной культуре. – М., 1993.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод. пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2004.

4. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.

Публикации по теме:

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 8 сентября 2014 в 20:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД