Татьяна Воробьева
Дыхание развиваем — здоровье укрепляем
▼ Скачать + Заказать документы
«Дыхательные упражнения, как и все физические упражнения, - писал А. Г. Менабени, - могут помочь укреплению и развитию дыхательных мышц, особенно у детей. Кроме того, данные упражнения, относясь к видам вокально – артикуляционных, помогают бороться с поверхностным певческим дыханием, при котором дети поднимают плечи.
Публикация «Дыхание развиваем — здоровье укрепляем» размещена в разделах
Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха. Фонация происходит на фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Автор «дыхательной гимнастики» А. Н. Стрельникова предлагает искать способ вдоха, который бы не допускал гипервентиляции лёгких. Основой данной системы дыхания является «активный вдох – пассивный выдох».
Поскольку дыхание важно для выработки чёткой дикции, задача тренинга фонационного дыхания, по определению З. В. Савковой, заключается в том, чтобы дети научились легко, рефлекторно «переключать» дыхание в различные ритмы.
Воспитатель может сам придумывать упражнения, тренирующие фонационное дыхание, например: «Подметём метлой сухие листья» на звуке «Ш», «Заведём мотор мотоцикла» на звуке «Р», интонируя голосом подъем на гору и спуск с горы. Подобные упражнения направлены на постановку речевого и певческого дыхания, выработку длительного выдоха. На развитие длительного выдоха рекомендуем использовать игровые ситуации. Например, дети поют имя ребёнка, спрятавшегося за ширмой, зовут сначала тихо, затем громче и громче, стараясь долго тянуть звук. Предлагаем несколько дыхательных упражнений, активно используемых воспитателями и музыкальным руководителем.
«Познакомимся с мишкой» (младший возраст). Дети стоят в кругу, передают друг другу мишку, у кого он в руках – протяжно поёт своё имя.
«Ласковое имя» (вариант для старшего возраста). Дети сидят по кругу, передают друг другу металлофон, ласково и протяжно пропевают имя соседа справа, одновременно играя трезвучие.
«Боксёры». Упражнение выполняется в позе боксёра – стоя, ноги на ширине плеч, активные движения рук вперёд, одновременно пропевая звук «Ж».
«Насос». Дети делают короткий активный вдох носом, наклоняясь («накачивают шину автомобиля, держа в руках насос», возвращаясь в и. п. стоя, выполняют свободный пассивный выдох. А. Н. Стрельникова рекомендует выполнять вдох по 4 раза без остановки ритмично и легко в темпе музыки с одновременным наклоном.
«Ушки». Правое ухо наклоняем к правому плечу, покачивая головой – вдох, левое к левому – вдох! Тело не поворачивается, плечи неподвижны. Вдохи выполнять стоя сериями по 4раза.
«Кошечка». Полуприседания с поворотом вправо и влево, руки приподняты до уровня пояса. При повороте сделать короткий вдох, а кистями рук – сбрасывающее движение. Поочерёдно – вдох справа, вдох – слева без остановки 4 раза, затем отдых несколько секунд и снова 4 коротких вдоха в умеренном темпоритме на 4 счёта (р. н. м. «Полянка» или укр. н. п. «Ой, лопнув обруч»).