Валентина Жесткова
Конспект занятия «Дымковская ткань»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дымковская ткань»
Цель. Побуждение составлять узоры по мотивам городецкой росписи.
Задачи:Закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры; считать и отсчитывать в пределах семи.
Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным ответом. Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
Публикация «Конспект занятия „Дымковская ткань“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, элементами росписи, цветовой гаммой.
Совершенствовать умение детей рисовать элементы дымковской росписи, работать кистью (всем ворсом и ее концом) и тычком, использовать в рисовании ватную палочку. Учить располагать узор на предмете, самостоятельно выбирать цвета для узора.
Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора Учить видеть колорит росписи, развивать творчество детей.
Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Воспитывать интерес к народной игрушке.
Предшествующая работа
Чтение стихов и потешек о дымковских игрушках. Рассматривание дымковских игрушек и иллюстраций.
Рисование элементов дымковской росписи на предыдущих занятиях и в свободное время.
Д/и «Найди такой же узор»
Материалы и оборудование
Для воспитателя:
- демонстрационный материал игрушек и образцов дымковской росписи,
- «Цветик-семицветик» - плоскостное изображение со съемными лепестками. На одном из лепестков нарисованы деревенские домики, на крышах трубы, из которых идет дым.
- карточки с цыфрами от одного до семи, карточки с геометрическими фигурами разного цвета (по коллиичеству детей).
- стилизованная карусель
- трафареты одежды (юбки, платья, сарафаны)
Для детей:
- листы белой бумаги, размером 20х20 см.
- глиняные игрушки,
- кисти №2, №4,
- ватные палочки
- подставки для кисточек,
- банки с водой,
- гуашевые краски (красная, синяя, желтая, зеленая, оранжевая)
- тряпочки, салфетки.
Ход Н. О. Д.
Перед началом занятия воспитатель собирает детей вокруг себя и показывает им очень большой конверт.
- Ребята, посмотрите, какой большой конверт я нашла сегодня утром в группе на своем столе. Как вы думаете, что в нем может быть? (Выслушивает предположения детей). Давайте откроем и посмотрим, что здесь. (Вскрывает конверт и дастает из него цветок с разноцветными лепестками). Какой необычный цветок: все лепестки разного цвета. Давайте назовем эти цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. А теперь давайте посчитаем сколько всего лепестеов. С какого начнем? (Выбирают лепестки и считают). Семь лепестков. Да это цветик-семицветик! Но почему он оказался именно у нас? (Опять заглядывает в конверт и находит там записку). – Ой! Да тут и записка есть! (Читает вслух) – «Этот цветик-семицветик поможет вам узнать много нового и интересного. Он подскажет вам, куда нужно отправиться: стоит лишь оторвать один из лепестков». (Воспитатель предлагает оторвать лепесток, на обратную сторону которого, заранее нанесла нужное обозначение). Так давайте скорее оторвем лепесток и узнаем, куда мы отправимся за новыми знаниями. Начнем с красного. (Предлагает ребенку оторвать лепесток). – Да он не простой : на нем что-то нарисовано! Посмотрите.
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Что же все это может значить?. – Ребята, я, кажется, догадалась! Это же село Дымково! Вот куда мы сегодня с вами отправимся! А чем же знаменито это село? (Ответы детей) Правильно! Там делают глиняные игрушки. А по имени этого села игрушки стали называть дымковскими. Село это находится далеко, поэтому поедем мы на поезде. В конверте лежат билеты. На каждом билете указаны номер вагона и место. Цыфра указывает вагон, а геометрическая фигура – место. Фигура должна совпадать не только по форме, но и по цвету. Вагон вы найдете, отсчитав столько рядов, сколько указано цыфрой на билете. Вот наш поезд (Воспитатель показывает на, выстроенные в ряды, стульчики, к спинкам которых прикреплены геометрические фигуры. Рядов не более семи, получите билеты и займите свои места. Перед отправлением поезда проверяют правильно ли заняты места :
- Почему ты сел в четвертый вагон?
- Почему ты сидишь на этом месте?
- Который по счету твой вагон?
- Какое место ты заняла? Почему? И т. д. (дети дают полный ответ)
Воспитатель – «Внимание! Внимание! Поезд Балаково – Дымково» отправляется. Ту-ту-у-у-у!» А пока мы едем, послушайте маленькую историю про дымковскую игрушку.
С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город Киров (Вятка, видно село Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке. Потому и прозвали ее Дымково. Здесь, давным-давно и зародилась эта игрушка. Жили в дымковской слободе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднималось в небе золотое, весеннее солнышко, убегал снег с полей, веселые люди выносили свои игрушки и свистульки и, ну, свистеть – зиму прогонять, весну славить.
В горде Вятке раньше был особый праздник, который не справлялся больше нигде. Он назывался «Свистунья». Необыкновенный был праздник! Народ три дня гулял – с музыкой, с качелями и каруселями, с плясками и песнями, и с непрерывистым заливистым свистом. Каждая семья покупала на городской площаде дымковские глиняные свистульки и игрушки. После праздника, зимой, эти игрушки ставили в окна между стеклами, они украшали дома. За окнами снег, сугробы, а в окнах, сквозь любую пургу, сквозь любую непогоду, ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки. Люди верили, что дымковские игрушки оберегают от бед и несчастий.
Свое умение мастерицы передавали дочкам и внучкам, а те – своим дочкам и внучкам. Так и дошло оно до наших дней. До сих пор мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки. Теперь в городе Вятке художественные мастерские дымковской игрушки.
Воспитатель. – Ой! Да мы уже приехали. Выходите из вагонов. (Звучит веселая р. н мелодия). Кажется мы попали на веселый праздник. А вот и карусели, о которых я упоминала. Хотите покататься? ( Карусели вносит помощник воспитателя: к концу длинной палки прикреплен обруч, с привязанными к нему разноцветными, атласными ленточками). Дети берутся одной рукой за ленточки и идут по кругу под музыку дробным шагом сначала в одну сторону, потом в другую, держа другую руку: мальчики на поясе, девочки за юбки.
Воспитатель. – А вот и знаменитые дымковские игрушки. (Все это время игрушки и картинки были скрыты от глаз детей). До чего же они нарядные! Здесь и барышни, и няни, петухи и сани, смешные козлы и барашки.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки –
Кружочки, ленточки, полоски,
Простой, казалось бы,узор,
Но отвести не в силах взор.
Показывает дымковскую игрушку «Индюк»
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
все расписаны бока,
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Показывает игрушку «Водоноска»
За студеною водицей
Водоноска-молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле, не спеша.
Посмотри, как хороша –
Эта девица-краса.
Тугая черная коса;
Щечки алые горят,
Удивительный наряд;
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива.
Воспитатель показывает фигурку «Кони»
Ой, люли, ой, люли!
Кони на лужок пошли!
Кони удалые,
Гордые, лихие!
- Какого цвета дымковские игрушки? Всегда только белые)
Рассмотрите дымковские узоры и скажите, какими красками мастерицы расписывают игрушки. (Дети отмечают, что все цвета яркие, праздничные, нарядные – желтый, оранжевый, красный, синий, зеленый, есть немного черного, но он используется для оформления таких деталей, как носик, глазки, копытца, хвостик, грива).
Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные, предлагает детям назвать их (прямые и волнистые линии, точки, круги, кольца, клетка, решетка).
- Правильно, ребята! Что же здесь еще мы видим?.
В кокошнике няня, на руках Ваня
И хорош, и пригож Ваня
Не забудь няню, когда подрастешь.
- Ребята! Посмотрите, гармонист вышел, приглашает барышень поплясать, хороводы поводить. Да что-то не спешат барышни в круг. Что случилось? А платья у них не новые! Давйте поможем барышням, разрисуем ткань для их новых платьев. Представьте, что вы мастера, художники. Кисти есть, краски есть, есть все, что нужно художникам в мастерской дымковской игрушки. Мы свами уже внимательно рассмотрели игрушки, какими узорами они расписаны. А сейчас каждый из вас подумает и сам выберет ту роспись, тот узор, которым он будет расписывать ткань для дымковских барышень. Постарайтесь их сделать яркими и нарядными.
- Какими приемами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу). Правильно! (Обращает внимание на разный размер кистей, уточняет, что можно рисовать тонкой кистью – тонкие, волнистые линии, коль-ца, точки; и широкой – широкие полосы, круги, делать примакивание. Еще можно использовать ватные палочки для рисования кругов, точек, колец).
- Перед вами ткань – листы белой бумаги. Кто хочет, может попробовать порисовать ватной палочкой сначала на простом листе бумаги, а кто смелый, может приступать к работе. А чтобы вам было легче составлять узор, я предлагаю вам несколько вариантов узоров (Выставляет варианты сочетаний элементов, а также элементы в цветовом сочетании). – Сядьте удобно и начинаем работу. А чтобы работа была приятной, будут звучать русские народные мелодии.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкульт пауза.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнем (присесть, руки вперед)
Рисовать опять начнем (встать, опустить руки).
После окончания работы, воспитатель предлагает выбрать самые нарядные ткани и ответить на вопросы:
-Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
-Что тебе больше всего здесь понравилось?
-Что особенного в этой работе?
-Чем отличается от других эта работа?
Итог
Какие красивые ткани у вас получились. Затем демонстрирует трафареты одежды, поочередно прикладывает их к разным узорным «тканям», обращая внимание на то, как хорошо будут выглядеть платья из таких тканей.
- А теперь пора возвращаться домой в Балаково. А поможет нам в этом цветик-семицветик. Выбираем цвет лепестка (дети выбирают любой лепесток). Отрываем (на обратной стороне воспитатель читает подсказку) :
- «Закройте глаза, повернитесь вокруг себя три раза, и вы окажетесь дома». (Дети выполняют задание)
- Вот мы и дома. Понравилось вам путешествие? (Ответы детей)
- А впереди у нас еще много интересных и увлекательных путешествий, ведь на цветике-семицветике еще много лепестков.