Папки-передвижки

Опыт работы «Обучение детей дошкольного возраста навыкам творческого рассказывания по Дж. Родари»

Татьяна Костюченко
Опыт работы «Обучение детей дошкольного возраста навыкам творческого рассказывания по Дж. Родари»

Детское воображение и творческие способности развиваются на основе жизненного опыта, с которым сталкивается ребенок. И огромная роль в этом отводится игре и занятиям творчеством. Хотя ребенок с радостью сочиняет и выдумывает, его воображение еще ограничено, и чтобы раскрыться в полной мере, нуждается в помощи взрослого. Существует много способов развивать креативность и воображение у ребенка. Еще Леонардо да Винчи советовал своим ученикам разглядывать трещины в зданиях, облака и находить в них сходства с предметами, которые их окружают в повседневной жизни. Интересные приемы описаны и у итальянского детского писателя Джанни Родари. Он написал книгу «Грамматика фантазии», в которой собрал разные способы сочинения сказок, развития детской фантазии и творческого мышления. Он предложил изменить обстановку, в которой дети находятся на уроках и дома, – больше выдумывать, творить и заниматься смешной ерундой. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми «рецептами» известного сказочника, которые помогут развить творчество ребенка!

Публикация «Опыт работы „Обучение детей дошкольного возраста навыкам творческого рассказывания по Дж, Родари“» размещена в разделах

Это игра слов, игра со словом, которая, по мнению автора, возникает «сама с собой».

Итак, играем со словом…

Сказка из одного слова

Простая игра с одним словом: сначала предложите детям выбрать слово и придумать другие слова, которые бы начинались на первый звук, на первый слог. Потом усложните задачу и придумайте предложение из слов. И чем абсурднее оно будет, тем лучше для тренировки творческих способностей.

Возьмем, к примеру, слово «камень».

Задания:

- Подберите слова, начинающиеся со звука (К). Например: кошка, кукла, кукушка, корова, кран и т. д.

- Придумайте слова, которые начинаются со слога «Ка» : камыш, канат, каша, карандаш, карусель и т. д.

- Подберите слова, рифмующиеся со словом «Камень» : пламень, тюлень, пельмень, лень, день, пень, тень, и т. д.

- Подберите слова, соседствующие с ним в лексической кладовой по значению: камень - валун, кирпич, мрамор, песчаник, известняк и т. д.

Это «ленивые» ассоциации, приходящие в голову сразу. Нырнем глубже!

С чем ассоциируется камень?

Камень - скала, камень – обвал, камень – дом, камень – замок, камень - крепость, камень – водопад, камень – горная река и т. д.

Исследование слова камень не закончено.

Запишем слово «камень» вертикально. Каждая буква – начало слова: Причем слова могут быть любыми: слово – предмет, слово – признак, слово – действие, маленькое слово (предлог).

«К» - кошка. «А» - артист. «М» - молоко. «Е» - ела. «Н» - ночь. «Ь».

Придумайте из 5 слов законченное предложение. (Кошка - артистка молоко ела ночью. Кошка – артистка молоко ела неохотно.)

Придумайте рифмованную белиберду.

Кошка ночью съела молоко, артистка днем вздыхала глубоко: ей не досталось молоко.

Составление мини-рассказа или стихотворения, где будут использованы эти слова.

Кошка ночью съела молоко, а артистка днем вздыхала глубоко: ей не досталось молоко. А вечером, когда закончился спектакль, магазины были уже закрыты…

Мои воспитанники с удовольствием играют со словами, а мы помогаем им в этом. Для игр предпочитаем брать односложные слова, типа «дом», «сок», «мак», «лом», «лак» и т. д.

Итак, мы с вами убедились, что одно-единственное слово стало отправкой точной для фантазии.

Бином фантазии. Для сюжета целой сказки или рассказа одного слова будет маловато – используйте два. Чтобы активизировать воображение, Джанни Родари предлагает взять два разных слова и найти способ их соединить.

Предлагаю вам назвать два любых существительных. Давайте попробуем их соединить.

Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога.

Таким образом, получится несколько картин:

Например,

-пес со шкафом;

-шкаф пса;

-пес на шкафу;

-пес в шкафу и т. д.»

Из соединения двух слов можно придумывать истории. Дж. Родари утверждает, что их таких сочетаний можно получить отличные сказки. Но даже для простой тренировки воображения такой способ может быть очень полезен.

Он призывает задавать наводящие вопросы: для чего два слова – объекта объединились?

Что из это вышло?

При этом можно обсудить все варианты соединения.

У вас получилось простое предложение, которое может служить названием мини - рассказа или мини - сказки. Необычные сочетания слов ставят перед необходимостью найти объяснение этому явлению. В результате рождается мини – рассказ.

Предлагаю послушать сказку, составленную нашими детьми, на основании бинома.

Ещё способ придумать историю – гипотеза. Техника гипотезы проста: «Что было бы, если….?»

*Что было бы, если бы динозавры дожили до наших дней?

*Что было бы, если круглые сутки был только день или только ночь?

При этом, чем сложнее задача, тем интереснее ребенку будет её решать. Дети любят решать «взрослые» задачи. И ещё, пофантазировав на тему отсутствия дня или ночи, вы можете рассказать дошкольникам, что на севере, на самом деле, бывает такое время, когда наступает полярная ночь и т. д.

Строительным материалом в ряд фантастических операций вошли народные сказки. Популяризируя сказки, мы начинаем с ними играть, развивая фантазию, речевое творчество. Игры со сказками, предлагаемые Дж. Родари имеют специфические названия.

Родари предлагает «перевирание сказки» и «продолжение сказки». Например,

«-Жила –была девочка, которую звали Желтая Шапочка….

-Не Желтая, а Красная!

-Ах, да, Красная! Так вот позвал ее папа и ….

-Да, нет же не папа, а мама…» и т. д.

«Перевирать» можно также, и добавляя других героев, и наделяя злых героев добрыми качествами, а добрых – злыми, можно придумывать другие окончания сказкам, или продолжения. И нас получилась новая «Сказка наизнанку».

Следующая игра – это «Салат из сказок». Первые признаки «салата из сказок» можно заметить в детских рисунках, где фантастически уживаются персонажи различных сказок. Рождение новой сказки происходит за счет объединения двух знакомых сказок, например, «Красная Шапочка» и «Мальчик - с - пальчик». И что же будет дальше? Приключения героев пойдут в другом русле, позволяют детям фантазировать, придумывать новую сказку. Это удивительное блюдо можно получить самыми разнообразными способами, например:

а) Берем сюжетную линию хорошо знакомой сказки и меняем персонаж. «Жили - были 2 поросенка и заяц «Хваста» или «2 поросенка и «Пых» и т. д. Получится свой, неповторимый сюжет.

б) Персонаж обретает, новое свойство, за счет чего он, практически, изменяет содержание знакомого сказочного сюжета, то есть рождается новая сказка. Например, Колобок решил убежать от бабушки и дедушки. Спрыгнул с подоконника и угодил в смоляную лужу, еле выбрался (мотивы сказки «Бычок, смоляной бочок»).

И вот какую сказку сочинили наши дети.

Игра Сказки «в заданном ключе» позволяет ребенку модифицировать сюжеты знакомых сказок. Все так называемые «ключи» в основном подразделяются по принципу времени и места. Например, Колобок, оказавшись на улицах города, встречается с Мерседесом, который хочет его задавить, но Колобок, улыбнувшись, покатился по пешеходному переходу и т. д. Дети с удовольствием придумывают фантастическую историю приключений Колобка в городе.

«Событийная цепочка». Этот прием помогает ребенку лучше понять, почувствовать логику сказки, «прожить» судьбу героев вместе с ними. Можно предложить детям заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом (например, с колобком после того, как он вернулся к бабушке и дедушке; как изменилась жизнь Красной Шапочки после того, как ее и бабушку спасли охотники).

«Изменение сказочной развязки». Дети - народ оптимистичный. Им свойственно переделывать «все плохое в хорошее», в том числе и финалы сказок, если они их не устраивают.

Итак, вам были представлены игры со словом, «бином фантазии», фантастические гипотезы, игры со сказками, но этим не исчерпывается коллекция «нескучных заданий».

Одним из таких заданий является «Оживление» предметов, что приводит к их персонификации, т. е. предмет превращается в Персону и начинает действовать, приобретать определенные качества. Например, блюдце наши дети «превращали» и в космический корабль, и в самолет, и в черепаху, «достраивая» недостающие детали, сочиняя мини – сказки.

Прием персонификации прекрасно используется, как в народных, так и авторских сказках. Вспомните, в каких сказках используется прием персонификации? (на слайде «Гуси – лебеди» (речка, печка, яблоня). «Крошечка - Хаврошечка» (яблоня, «Мойдодыр» - умывальников начальник и мочалок командир или здесь же: «Убежало одеяло, улетела простыня и подушка, как лягушка, ускакала от меня», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» - (зеркальце, ветер, солнце, месяц).

Оживлять предметы можно Путешествуя по собственному дому. «Играть с вещами – значит лучше их узнавать». И ребенок отправляется в «путешествие по собственному дому». Взрослый поможет «осуществлять», персонифицировать неодушевленные предметы, следуя фантазии дошкольника.

Например, история о кровати, которая не давала мальчику спать: Что может делать кровать? (Например, подскакивать, опрокидываться, выбегать в прихожую, сбрасывать постельные принадлежности и т. д. Бывают говорящие музыкальные кровати…. (взрослые продолжают.) Бывают кровати с мотором. Они ездят в дальние страны….)

Окружающие нас предметы несут информацию, в которой содержатся и материалы, из которых они изготовлены, и цвета, в которые они окрашены, и формы, которые им придумали дизайнеры и функции, которые им присущи.

Из характерных особенностей материала для персонажа можно логически вывести и его приключения.

Стеклянный человек. Герой – стеклянный человек. Должен действовать, двигаться, заводить знакомства, подвергаться случайностям, быть причиной событий в строгом соответствии с материалом, из которого сделан. (Обращение к залу. Стекло какое) Анализ материала: стекло хрупкое, прозрачное, тонкое, цветное, сверкающее и т. д.). Стеклянный человек прозрачен, стекло прозрачное – можно читать его мысли, не надо разговаривать, не может лгать. Выход – надо надеть шляпу, скрыть мысли. Стеклянный человек хрупок – жилище должно быть мягкое, тротуары устланы матрацами, отменяются рукопожатия, тяжелые работы исключены, врач для него - стеклодув. Человек цветной – так он выражает свои эмоции. Он независим от моды. Легко отмывается.

Ярким примером таких сказок являются приключения Буратино, сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джус и его деревянные солдаты».

Дж. Родари считает, что в товароведческо - фантастических историях простора для фантазии больше, чем в каких бы то ни было. «Качели» между реальностью и вымыслом в высшей степени поучительны и даже обязательны, так как, переиначивая реальность, фундаментальнее ею овладеваешь.

Дети с удовольствием фантазируют о жизни и приключениях человека изо льда, из мороженого, из сливочного масла, которые могут жить только в холодильнике, иначе им суждено растаять, и приключения происходят именно там. А если человек из бумаги (в линию или клеточку, из камня, из соломы, из шоколада, из дыма и т. д. От этого дух захватывает! Нет границ фантазии и воображению.

Интересна в плане развития воображения, мышления и развития речи игра «Кто я?», в которой ребенок, относит себя к какому – то сообществу людей, уточняем многообразные связи с окружающим миром. Так, он обнаруживает, что является сыном, братом, внуком, другом, пешеходом, пассажиром, велосипедистом, воспитанником, пациентом, читателем, футболистом, зрителем и т. д. А давайте взрослые и мы с вами поиграем в эту игру. Д/игра «Вы кто?» дома, на работе, в магазине – по отношению с социальным объектам).

Уважаемые коллеги, Вам была предложена небольшая толика сказочных подарков от сказочника Дж. Родари в виде игр и нескучных заданий.

Природа щедро наградила каждого ребёнка возможностями развиваться. И каждый малыш может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.

Дж. Родари, делясь опытом сочинения сказок, вычленяет приемы писательского ремесла и предлагает использовать их для педагогических целей – ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАПУСКА детского творчества.

Приемы Родари работают не сами по себе, а только в руках думающего и наблюдательного взрослого, который относится к ребенку внимательно и с уважением, который способен учиться у ребенка. Как сам Джанни Родари.

Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Доклад на тему "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста" в МДОУ "Детский сад № 22"Сегодня мы раскажем о работе по нравственному.

Формирование навыка творческого рассказывания с использованием метода моделирования Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО ФГОС ДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ старшая группы Формирование навыка творческого рассказывания.

Опыт работы «Обучение детей ПДД и безопасности на дороге в ДОУ» Обучение детей ПДД и безопасности на дороге в ДОУ Статья предназначена для педагогов и родителей, так как именно от них зависит безопасность.

Презентация «Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» Данный доклад по теме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" подготовлен воспитателями Пешковой Еленой Михайловной и Зайцевой.

Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи. «Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница.

Опыт работы по знакомству детей дошкольного возраста с геометрическими фигурамиОпыт работы по знакомству детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами В наше время знакомство с геометрическими фигурами начинается с раннего детства и продолжается на всем пути обучения. Изучая геометрию,.

Презентация творческого проекта по культурно-гигиеническим навыкам «Мойдодыр» Пояснительная записка Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка.

Опыт работы по приобщению к спорту детей дошкольного возраста В настоящее время одной из актуальных проблем является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Первые представления о.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста» Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Ребенок должен понять, что человек.

Опыт работы «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Обучение детей дошкольного возраста навыкам творческого рассказывания по Дж. Родари»
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 22:45
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД