Елена Яковлева
Единство требований логопеда и воспитателей в работе над речью детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребёнка - работа многогранная. Чтобы осуществлять её целенаправленно, необходима тесная связь в работе логопеда и воспитателей.
С системой логопедической работы воспитатель знакомится на фронтальных и подгрупповых занятиях, проводимых логопедом.
Логопеду необходимо систематически посещать занятия воспитателей.
Публикация «Единство требований логопеда и воспитателей в работе над речью детей,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Согласованная работа воспитателя и логопеда начинается с обследования ребёнка. Логопед обследует артикуляцию, произношение, грамматический строй, восприятие речи.
Воспитатели дополняют обследование сведениями о состоянии общей моторики, самообслуживании, поведении в коллективе, умении работать на занятиях.
Результаты обследования заносятся в речевую карту. По результатам обследования логопед составляет перспективный план работы по следующим разделам: работа над звукопроизношением, развитие слухового восприятия, грамматические категории и формы. Воспитатели в свой план включают разделы: словарная работа, фразовая речь, обучение связной речи.
На каждые две недели воспитатель включает в свой календарный план задачи по звукопроизношению и грамматическому строю. Воспитателю нужно быть сильным творческим работником, чтобы умело сочетать работу по программе и логопедическую.
Ежедневно воспитатель проводит артикуляционную гимнастику со всей группой. В неё включаются упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к постановке нового звука.
Поставленный звук закрепляется воспитателем и логопедом совместно.
Воспитатель включает в ежедневную гимнастику упражнения с речёвкой на заданный звук. Движения подбираются простые, чтобы не затруднять дыхание.
На занятиях и вне занятий воспитатель следит за произношением закрепляемого звука.
Необходимо, чтобы приёмы и виды работы воспитателя и логопеда были разными. Так, например, логопед на занятии закрепляет звук "С" в дидактической игре. Дети называют разложенные перед ними картинки. Затем они закрывают глаза и логопед убирает часть картинок. Дети должны сказать, каких картинок не стало.
Воспитатель закрепляет тот же звук в игре в магазин. Дети покупают продукты, в названии которых слышится звук "С".
Более сложной является работа по формированию грамматических навыков. Воспитатель по согласованию с логопедом проводит знакомство с понятиями, с названием предметов, действий и признаков по определённой теме. Так, например, воспитатель знакомит детей с внешним видом, повадками диких животных. Логопед позже отрабатывает на этом материале произношение слов определённой слоговой структуры. Отрабатываются падежные окончания существительных дательного падежа: зайцу, волку, ежу, медведю. Усваиваются конструкции типа: зайцу надо капусту, ежу надо гриб, лиса живёт в норе, белка живёт в дупле. Привлекается внимание детей к словообразованию : у лисы - лисята, у зайца - зайчата.
Воспитатель включает игры и упражнения на отработку отдельных навыков словоизменения, построение предложений.
Например, вечером во время совместной деятельности воспитателя с детьми разучивается игра "Найди свой дом" В разных местах групповой комнаты ставятся стульчики с прикреплёнными картинками, изображающими жильё животных: берлога, дупло, нора, норка. Воспитатель распределяет роли среди играющих: лисёнок, бельчонок, медвежонок, мышонок. Предлагает найти свои домики. Спрашивает каждого, где он живёт, Требует ответа : я лисёнок, живу в норе и т. д. Затем рассказывает: "Утром пригрело солнышко. Все зверята собрались на поляне, весело играют. Вдруг загремел гром, началась гроза. Зверята бросились к своим домикам. Посмотрим, не перепутали ли они их" И снова проверяют, кто в каком "домике" живёт.
На следующем этапе составляются краткие рассказы, стихи. Разучивают их с детьми как воспитатель, так и логопед, причём материал для заучивания подбирается логопедом. Воспитатель подбирает материал для художественного чтения, консультируясь с логопедом.
На занятиях логопеда проводятся виды работы способствующие общему развитию речи. Например, дети учатся излагать рассказ по картине, по сюжету, выложенному на фланелеграфе, по прочитанному тексту. При этом нельзя забывать о таких задачах, как закрепление навыков прочного звукослияния с правильным произношением сливаемых звуков, плавно переходить от согласного звука к гласному.
Усвоение некоторых грамматических категорий, удобнее проводить на занятиях воспитателя.
Так, например большие возможности для усвоения окончаний прилагательных предоставляются на занятиях по изобразительному искусству. Логопед с воспитателем уточняют, на какие формы обратить внимание на ряде занятий.
Множество игр на закрепление грамматических форм можно провести на прогулках.
Воспитатели используют для речевой работы все режимные моменты. Необходимо помнить, что одну и ту же задачу приходится выполнять в течение длительного времени, что каждое слово и выражение ребёнок связывает с определённой ситуацией. Поэтому, добиваться умения обобщать, использовать полученные навыки в разной ситуации, в связной речи очень трудно. Необходимо устанавливать всё более тесные контакты логопеда с воспитателями, чтобы в совместной работе вырабатывать более разнообразные виды работ, использовать совместные пособия.
Особенно сложно выработать программу для смешанных групп. И воспитателям и логопеду приходится проводить очень много индивидуальной работы, что отнимает много времени и не позволяет проводить работу в необходимом объёме.
Чем раньше логопед и воспитатель начнут работу вместе, тем больше надежды, что они добьются положительных результатов.