Светлана Калашникова
Эссе «Если гора не идет, или Родители — тоже люди!»
▼ Скачать + Заказать документы
Если гора не идет, или Родители — тоже люди!
Вот почти прошел учебный год. Мой первый учебный год после возвращения в профессию. Мой первый год в условиях логопункта.
Оглянувшись назад, понимаю, что я сделала все, что могла. Дети счастливы. Я получаю огромное удовольствие от работы, от возможности использовать свой творческий потенциал. Изготовлено много пособий, проведено много консультаций и т. д.
Но есть ложка дегтя в бочке меда. Работа с родителями. Контакты налажены сразу, родители довольны занятиями. Но обещание «поиграть-позаниматься» дома выполняют далеко не все.
Публикация «Эссе „Если гора не идет, или Родители — тоже люди!“» размещена в разделах
Я всегда вспоминала время, когда работала в логопедической группе, где было всего 12 человек, родители были просто родными, мы делали все вместе. В условиях логопункта такого не получаетсяь.
В начале года я в папке-раскладушке выставляла недельные тематические домашние задания. Давала практические советы. Родителям очень нравилось. Мы видели совместный результат. Но постепенно такое рвение сошло к нулю.
И я осталась одна. С неизменными улыбками и обещаниями родителей, хорошими отношениями с воспитателями группы. Почему?
Думаю, пока я была для них новым педагогом, пока было интересно, чему и как я учу детей, пока «шоу продолжалось», были и результаты. А потом все вошло в свое прежнее аморфное состояние. Родители успокоились, «перепоручили» детей педагогу, успокаивая свою родительскую совесть тем, что «они знают и умеют не так много», что «нет времени» и т. д. Да и все-таки требования выполнения даже небольших заданий оказались в тягость.
Если бы такая ситуация была только относительно моей персоны, только в той группе, которую курирую! Это перманентное состояние двух третей родителей как минимум. Что является причиной такого безразличия и непонимания, можно рассуждать долго. Нужно выходить из ситуации. И важно сделать это максимально дипломатично, но результативно. Нужно сдвинуть этот лежачий камень!
Прежде всего, я отнеслась к родителям, не как к домашним воспитателям, которые обязаны заботиться о своем чаде лучше, чем кто-либо. Это простые. обыкновенные люди. Они устают на работе и стремятся домой, как каждый из нас, чтобы наконец-то отдохнуть, отвлечься. Конечно, здесь можно возразить. И дальше обижаться и винить родителей в безответственности. А можно вспомнить психологию, даже Притчи Соломоновы и попытаться отнестись к мамам и папам так, как вы хотели бы, чтобы к вам отнеслись. Это отношение дало результаты
Во второй половине учебного года я решила почаще заглядывать в группу после ужина и хоть как-то получить еще больше пользы от того, что работаю 3 дня в вечернюю смену.
Я просто начала общаться с родителями так, будто мы добрые друзья, но соблюдая определенную дистанцию. Конечно, это было общение с определенной целью, кратковременное, эмоционально положительное, но достаточно частое.
Таким образом, я решила три задачи:
1. Наладила более тесные взаимоотношения с родителями, сделала их доверительными;
2. Родители начали выполнять маленькие просьбы, которые касались коррекционной работы с детьми, а это приносило небольшой, но стойкий результат;
3. Показывала достижения детей родителям, что делало мою работу достаточно «осязаемой» и показывало важность домашних маленьких заданий.
Теперь достаточно сложно будет сказать, что работы логопеда не видно. Ведь есть педагоги и родители, которые от незнания своего говорят много неприятных слов в адрес логопедов, приписывая им все неудачи и неумение ребят.
Конечно, не 100% родителей изменились как по мановению волшебной палочки. Но главное, я для себя выяснила действенность такого способа. Теперь я все свои наработки относительно работы с родителями делаю «хитрыми»: максимально «комфортными» для выполнения задания, но не менее полезными для развития детей.
Работа, конечно, большая, даже, полагаю, займет достаточно много времени, но уверена, что результат оправдает себя!
Оптимистичное отношение к жизни и умение находить во всех ситуациях положительное, спасает от рутины, не дает пасть духом, помогает находить новые способы работы.