Лучший педагог года

Факультатив по восприятию музыки «Музыкальная гостиная» в подготовительной к школе группе

Александра Баранова
Факультатив по восприятию музыки «Музыкальная гостиная» в подготовительной к школе группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальное восприятие - это одна из наиболее перспективных технологий в области «Музыка». Процесс восприятия сложный, чувственный, поэтический, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них.

Публикация «Факультатив по восприятию музыки „Музыкальная гостиная“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Восприятие музыки может осуществляться всегда, даже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Технология восприятия музыки актуальна, так как является ведущим видом музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Цель: Обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах в процессе слушания музыкальных произведений.

Задачи:

• помочь детям овладеть элементарными представлениями о музыке как виде искусства : о выразительных средствах (мелодия, ритм, темп, динамика, регистры, формообразующие элементы); о простейших музыкальных жанрах (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет); о видах музыки (классическая, народная, эстрадная, вокальная, хоровая, инструментальная);

• подводить к умению различать отдельные, наиболее яркие средства музыкальной выразительности в музыкальном произведении, к осознанию выразительного значения музыкального образа;

• познакомить с доступными для восприятия произведениями композитора П. И. Чайковского и его биографией;

• накапливать и постепенно обогащать опыт музыкальных впечатлений;

• создавать условия для развития музыкальных способностей (основных, музыкально-сенсорных);

• вызывать эмоциональный отклик на музыку, желание её слушать, высказывать своё собственное отношение к воспринимаемым музыкальным произведениям;

• активизировать творческое воображение в процессе восприятия музыки;

• вызывать интерес и стремление к слушанию музыки совместно с родителями в условиях семьи.

Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии.

1. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений становления детской личности. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием условий жизни и воспитания, поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника, её активное развитие. В дошкольном детстве дети имеют небольшой опыт эмоционально-чувственных представлений, то есть опыт воспроизведения в памяти или в воображении своих ощущений от переживания тех или иных жизненных ситуаций. Активизация собственного опыта, образное погружение в него, анализ своих переживаний и чувств в игровой форме помогут ребёнку лучше чувствовать музыку.

2. Музыка – искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребёнка об эмоциях и чувствах. «Музыка прежде всего – путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств», писал крупнейший отечественный психолог Б. М. Теплов. Знакомя, ребёнка с различными эмоциональными состояниями, она одновременно делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не свойственные ему по темпераменту, тем самым углубляя его взаимодействие с окружающей действительностью и с другими людьми.

3. Эффективность процесса обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах посредством музыки обеспечивается следующими педагогическими условиями:

- наличием соответствующего музыкального репертуара;

-регулярной совместной деятельностью педагога с детьми (слушание музыки и беседы о ней).

Условия реализации технологии:

1. Технология реализуется педагогом, который устраивает совместные с детьми слушание музыки и беседы о ней во второй половине дня. Задача музыкального руководителя использовать обогащенный опыт детей на музыкальном занятии, закрепляя его в разных видах музыкальной деятельности.

2. При отборе музыкального репертуара для обогащения детских представлений об эмоциях и чувствах важно руководствоваться следующими критериями:

- эмоциональная чёткость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребёнка, вызывающая у него интерес;

- богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;

- особое сочетание средств музыкальной выразительности : мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.

- наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент, подчёркивающего выразительность мелодии;

- наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;

- наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребёнка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);

- длительность звучания (до 7-10 минут);

- художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);

- качество аудиозаписи.

3. Важным условием становится подготовленность ребёнка к восприятию

конкретного эмоционального переживания в музыке : у него должен

быть опыт переживания этого эмоционального состояния.

4. В процессе слушания музыки с детьми обязательно стремитесь к

соблюдению следующего алгоритма (пошаговой организации данной деятельности).

- Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержите паузу!

- Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.

- Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребёнка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нём, оценивать, активизация желания послушать его ещё раз.

- Создание условий для выражения ребёнком результатов восприятия музыки в деятельности – игровой, художественной, двигательной.

- Целесообразно устраивать слушание музыки с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года, независимо от музыкальных занятий.

Этапы педагогической технологии

1. Выбираем музыкальные произведения и формы совместной деятельности с детьми с целью обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах.

2. Организуем индивидуальную работу с детьми, имеющими небогатый опыт представлений об эмоциях и чувствах. Это должно подготовить детей к слушанию музыки с детьми и беседы о ней.

3. Проводим цикл занятий по слушанию музыки с детьми и беседы о ней.

4. Организуем итоговый мониторинг.

Мониторинг компетентности дошкольников образовательной области «Музыка» раздел «Слушание».

Подготовительная к школе группа

Содержание обследования:

1. Уметь определять и называть элементарные музыкальные понятия (темп, ритм, динамика, различать жанры (опера, балет)

2. Умение обобщать и излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие по отношению к музыкальному произведению.

3. Умение узнавать, на каком инструменте исполняется музыкальное произведение.

4. Умение различать звуки по высоте в пределах квинты – терции.

Методика обследования:

1. Жанры музыкальных произведений. Предложить детям послушать пьесы из оперы «Сказка о царе Салтане», «Танец с саблями» Хачатуряна, определить жанр и назвать средства муз. выразительности, которые использовал композитор.

2. Выразить своё отношение к данным произведениям.

3. Предложить послушать произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса и определить звучание в нём инструменты.

4. Звуковысотный слух. Пропеть попевку: «Бубенчики» Е. Тиличеевой

Оборудование:

• Репродукции известных художников

• Портреты композиторов.

Музыкальный центр. Диски.

• Видеозапись балета и оперы (по желанию).

• Картинки с изображением музыкальных инструментов.

• Аудиозапись «Море», «Белка» Н. Римского-Корсакова, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Карнавал животных» Сен-Санса.

• Картинки бубенчиков для фланелеграфа.

Оценка результатов:

Высокий уровень (4 балла) – выполняет сам, определяет безошибочно

Уровень выше среднего (3 балла) – выполняет задание с не-большой помощью взрослого. Допустил 1 ошибку.

Средний уровень (2 балла) – выполняет задание с небольшой помощью взрослого. Допустил 2-3 ошибки.

Уровень ниже среднего (1 балл) – не уверен в своих действиях, требует помощи взрослого.

Сравнительный анализ мониторинга компетентности дошкольников в области «Музыка» раздел «Слушание»

2016-2017 уч. год

Публикации по теме:

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами музыки в подготовительной к школе группе «Все звучит вокруг» Задачи: формировать позитивное отношение к миру; способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности.

Инсценировка по музыкальной сказке Б. Чайковского «Лоскутик и Облако» с творческими играми по восприятию музыки. ТЕМА: ИНСЦЕНИРОВКА ПО МОТИВАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ «Лоскутик и облако» (муз. Б. Чайковского, слова песен Д. Самойлова, с элементами творчества.

Конспект НООД с детьми подготовительной группы по восприятию музыки «Смурфики» Программные задачи: 1. Познакомить детей с новым произведением. 2. Учить отвечать на вопросы по содержанию пьесы и её характере. 3. Учить.

Конспект ООД по восприятию художественной литературы в подготовительной к школе «Путешествие по сказке «Царевна-лягушка» Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию (восприятие художественной литературы) в подготовительной к школе Путешествие по.

Литературно-музыкальная гостиная Цель: формирование нравственно - патриотических ценностей, через воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому.

Музыкальная гостиная «Чудесный мир музыки» для детей старшего возраста Цель: Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса. Задачи: - Закрепление знаний об элементарных.

Музыкальная гостиная «Посиделки у Осени» Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к русской природе через музыку, изобразительное искусство и поэзию. Задачи: Удивлять.

Музыкальное занятие «Путешествие в волшебный мир музыки» в подготовительной к школе группе Видео Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного.

Сценарий открытого музыкального мероприятия в подготовительной к школе группе «Угадай мелодию и спаси Фею Музыки» Сценарий открытого музыкального мероприятия в подготовительной к школе группе «Угадай мелодию и спаси Фею музыки» по художественно-эстетическому.

Конспект занятия по слушанию музыки «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского» в подготовительной к школе группе ЦЕЛЬ: приобщить детей к слушанию классической музыки. Знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Факультатив по восприятию музыки «Музыкальная гостиная» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 13 марта 2018 в 19:44
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД