Папки-передвижки

Факультативная работа в ДОУ. Факультатив по изучению ПДД «Светофорик»

нина грищенко
Факультативная работа в ДОУ. Факультатив по изучению ПДД «Светофорик»

ФАКУЛЬТАТИВ «СВЕТОФОРИК»

Руководитель: Грищенко Н. А.

Возраст детей: 5-6(7) лет

Срок реализации: 2 года

Направление: формирование основы безопасного поведения дошкольников.

Программа разработана в соответствии с :

• Законом РФ «Об образовании»

• Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения.

• СанПиН 2.4.1.2660 – 10

Публикация «Факультативная работа в ДОУ, Факультатив по изучению ПДД „Светофорик“» размещена в разделах

Рабочая учебная программа по ОБЖ является модифицированной и составлена на основе Основной образовательной программы МБДОУ ДС «Лесная сказка». Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей.

Актуальность. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с проявлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя решение трё х задач:

1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Поведение людей в опасных ситуациях различно. В литературе выделяют факторы, обеспечивающие безопасное поведение человека:

Биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции поведения (безусловные и условные рефлексы);

Индивидуальные особенности психических функций человека (тип нервной системы, внимание, мышление, восприятие, координация движений, эмоциональная устойчивость);

Текущее физическое и психическое состояние;

Обученность и опыт. Выделение таких правил поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и находила практическое выражение в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Дошкольников необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике. Были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. В дошкольных образовательных учреждениях необходимо изучать не только Правила дорожного движения, но и безопасное поведение ребёнка дома, на улице, в природе.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Основное направление многих программ составляет развитие умственных способностей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, а методические рекомендации по основам жизнедеятельности отсутствуют. Следует отметить, что имеется достаточное количество методической литературы, разработок, конспектов занятий по данному вопросу, но чаще всего этот материал используется педагогами эпизодически, не в системе. Повышенная ответственность педагогического коллектива за полноценное развитие, эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребёнка потребовала работы в данном направлении. В связи с этим разработана программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Новизна. Разработанная система педагогических условий, направлена на формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, включающей поэтапное взаимодействие трёх субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей) с учётом принципов регионального и преемственности содержания материала по возрастным группам.

Цель программы. Формирование основы безопасного поведения дошкольников.

Задачи программы:

Формировать у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение;

Научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать.

Интегративность программы. При составлении перспективного плана по основам безопасности жизнедеятельности детей учитывались принцип сезонности, местные особенности, бытовые условия проживания детей.

Интеграция: художественное творчество, познание, коммуникация, здоровье, безопасность, чтение художественной литературы.

Формы работы :

Наблюдение и анализ проблемных ситуаций, которые могли бы привести к неприятным последствиям;

Дидактические игры;

Познавательные беседы;

Игры-беседы;

Занятия-практикумы на местности;

Игры-драматизации, игровое моделирование;

Досуговые мероприятия.

Тематические блоки:

«Ребёнок на улице»

«Ребёнок на природе»

«Ребёнок дома»

«Береги здоровье»

«Береги ребёнка»

Организация работы : строится с учётом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Принцип системности. Работа должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течении недели (можно выбрать определённый день недели)

Принцип сезонности. Следует по возможности использовать местные условия, поскольку содержание блока «Ребёнок и природа» связан с ознакомлением детей с природными явлениями.

Принцип учёта условий местности. Формирование опыта взаимодействия с окружающей средой. Осознания источников опасности.

Принцип адресного подхода. Учёт индивидуальных особенностей группы.

Принцип интергации. Содержание тематических блоков может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип координации деятельности педагогов.

Принцип преемственности. Взаимодействие с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Образовательный материал программы систематизирован и представлен в виде перспективных планов.

МОНИТОРИНГ

2012 – 2013 учебный год

Факультатив «Светофорик»

критерии Старшая группа Подготовительная группа

Знание о безопасности деятельности в природе

Ребёнок имеет представления о правилах поведения во время различных природных явлений в лесу, на водоёме, при встрече с животными и насекомыми, умеет классифицировать растения, грибы, ягоды на съедобные и ядовитые

Ребёнок имеет представления о правилах поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встрече с животными и насекомыми; различает и называет съедобные и ядовитые грибы, ягоды и растения

Знание правил безопасного поведения

Ребёнок знает назначение дорожных знаков «Пешеходный переход», «Телефон», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», умеет ориентироваться в дорожных знаках

Ребёнок знает назначение дорожных знаков «Место стоянки», «Круговое движение», «Автозаправочная станция», «Въезд запрещён», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», умеет ориентироваться в дорожных знаках

Умение принимать решение

Ребёнок выбирает правильное решение

Ребёнок осознанно может предвидеть опасные события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости – действовать

Коммуникативность

Ребёнок умеет выбирать правильную линию поведения, регулирует своё поведение на основе усвоенных норм

У ребёнка присутствуют саморегуляция поведения, отстаивание усвоенных норм и привил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослых

Уровни выполнения заданий:

• Низкий уровень – предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого;

• Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого;

• Высокий уровень – выполняет задания самостоятельно.

План работы

факультатива «Светофорик»

на 2012 – 2013 учебный год

Руководитель Грищенко Н. А.

Сентябрь

Беседа «Пора, не пора – не ходи со двора» Уточнить знания детей о правилах поведения на улице: не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке

Игра - беседа «Съедобные и несъедобные грибы» Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах

Занятие «Огонь – друг или враг?» Закрепить знания о пользе и вреде огня, правила пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного.

Игра -беседа «Спорт – это здоровье» Дать представление об Олимпийских играх, развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. Совершенствовать навыки лепки из пластилина

Октябрь

Беседа «Мостовая – для машин, тротуары – для пешехода» Уточнить представления детей о правилах уличного движения (проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов). Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их

Беседа «Зачем нужны дорожные знаки» Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки («Пешеходный переход», познакомить с новыми знаками («зебра», «Внимание», «осторожно, дети»)

Настольная игра Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах

Игра - ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми

Ноябрь

Дидактическая игра «Говорящие знаки» Учить узнавать дорожные знаки по описанию

Беседа «Что мы должны знать о буре и урагане» Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра

Викторина «Юные пожарные» Продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Закреплять знания правил пожарной безопасности. Развивать память, сообразительность, находчивость

Игра-соревнование «Сбей мяч» Закреплять знания о средствах пожаротушения. Развивать глазомер, ловкость

Декабрь

Беседа «Красный, жёлтый, зелёный» Уточнить у детей знание значений сигналов светофора. Развивать внимание

Беседа «Улица города» Уточнить и закрепить знание детей о правилах поведения на улице, о различных видах транспорта, о Правилах дорожного движения

Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными» Дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных

Беседа «Осторожно, грипп!» Учить заботиться о своём здоровье. Познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса

Январь

Беседа «Что такое перекрёсток?» Рассмотреть иллюстрацию с изображением оживлённого перекрёстка. Побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному

Беседа «Кошка и собака – наши соседи» Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как общаться с ними

Беседа «Незнакомые предметы» Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности. Формировать привычку бережного отношения к окружающему

Февраль

Беседа «Обходи скользкие места» Формировать элементарные представления о гололёде. Воспитывать умение вести себя при гололёде, стремление помочь людям, попавшим в беду. Учить соблюдать правила безопасности на люду

Дидактическая игра «Разложи по порядку» Обучать детей безопасному поведению в случае возникновения пожара. Воспитывать умение успешно действовать в проблемных ситуациях

Беседа «Берегись мороза» Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе

Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

Март

Дидактическая игра «Найди и расскажи» Упражнять в умении находить названный ведущим дорожный знак, рассказывать о его назначении. Развивать интерес к изучению дорожных знаков

Игра-беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» Познакомить со службами «01», «02», «03». Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности

Беседа «Витамины укрепляют организм» Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины. Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры

Беседа «Сохрани своё здоровье сам» Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь. Прививать любовь к физическим упражнениям. самомассажу

Апрель

Беседа «Опасные предметы дома» Закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими

Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы» Знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности

Подвижная игра «На пожаре» Совершенствовать волевые качества (ловкость, быстроту, выносливость, силу, смелость, решимость, волю к победе, физические данные (умение бегать, прыгать, метать, ползать и т. п.). Прививать интерес к социально значимым профессиям

Игра-беседа «Смотри во все глаза!» Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека, познакомить детей со строением глаза. Привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь

Май

Беседа «Если ты гуляешь один» Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило «Не трогать на улице незнакомые предметы»

Подвижная игра «При пожаре не зевай, огонь водою заливай» Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые. Закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды

Игра-КВН «Лучший пешеход» Закреплять знания Правил дорожного движения, дорожных знаков. Воспитывать стремление знать и соблюдать Правила дорожного движения, умение применять их в жизни. Приучать выполнять правила культурного поведения на улице

Игра-КВН «Не зная броду, не суйся в воду» Обобщить знания правил поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации

Учебный план

Факультатив «Светофорик»

2012 – 2013 учебный год

Дети 6-7 лет

образовательные области

основы безопасной жизнедеятельности

интеграция

коммуникация, социализация, безопасность, здоровье, чтение художественной литературы.

Непосредственно образовательная деятельность

количество занятий

в неделю в месяц в год

1

4

32

Длительность условного часа (мин)

25

100

800

Методическое обеспечение.

1. Полынова В. К., Дмитренко З. С. и др. Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2009г.

2. Беляевскова Г. Д., Мартынова Е. А., Сирченко О. Н., Шамаева Э. Г. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Издательство «Учитель», 2011г.

3. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПб. : Акцидент, 1997.

4. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. – СПб. : Акцидент, 1997.

5. Авдеева Н. Н. Безопасность, Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2002г.

6. ВдовиченкоЛ. А. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения, Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2008г.

7. ВдовиченкоЛ. А. Ребёнок на улице. Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2008г.

8. Полынова В. К., Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. СПб., Детство-ПРЕСС, 2010г.

9. Стёркина Основы безопасности поведения дошкольников., Волгоград, Учитель, 2007г.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Факультативная работа в ДОУ. Факультатив по изучению ПДД «Светофорик»
Опубликовано: 8 мая 2013 в 07:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД