Получи документы

Фасилитативные технологии: семья и детский сад

Александра Гареева
Фасилитативные технологии: семья и детский сад

Фасилитативные технологии: семья и детский сад

Истинное воспитание состоит не столько в правилах,

сколько в упражнениях.

Ж. Ж. Руссо

Работа с родителями в ДОУ является традиционным направлением. Но, если ранее педагоги брали на себя контролирующую, направляющую функцию в вопросах воспитания детей, то в современном мире родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Именно родители, согласно Закону об образовании, обязаны заложить основы нравственного, интеллектуального и физического развития, а педагоги дошкольной организации должны помогать семье, сотрудничать, но не заменять её; сделать родителей полноправными участниками образовательного и воспитательного процессов.

Публикация «Фасилитативные технологии: семья и детский сад» размещена в разделах

Наиболее распространённой формой работы с родителями является родительское собрание. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования педагог подбирает такую форму проведения родительского собрания, при которой родители становятся активными участниками его проведения, что позволяет сделать выводы о применении технологии фасилитации.

Фасилитация – продвигать, облегчать, снимать барьеры.

Фасилитировать – сделать легким.

Следовательно, фасилитативные технологии при работе с семьей - технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами.

Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслительной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса.

Цель проведения родительских собраний с использованием технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения (интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом) и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей. В процессе такого метода создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной позиции родителей для формирования коммуникативных способностей.

Педагог при общении с родителями должен следовать некоторым правилам:

- вызывать доверие и располагать к себе;

- помогать родителям сформулировать определённые задачи и цели, стоящие перед группой и каждым из них;

- искать у каждого родителя мотивацию к сотрудничеству;

- делиться своим опытом, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность, открыто выражать свои чувства;

- проявлять эмпатию и симпатию;

- самому быть активным участником группового взаимодействия, владеть стилем неформального общения.

Некоторые из интерактивных методов организации родительских собраний:

«Мировое кафе» - новая форма работы – технология организации дискуссии в малых группах, это искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере — в уютной обстановке привычного кафе.

Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений; при необходимости приять нестандартное решение; когда предстоит решение комплексной проблемы, требующей разностороннего подхода; существует несколько точек зрения на один и тот же вопрос, и необходимо их упорядочить.

Основные принципы «Мирового кафе»:

• объемная и актуальная для всех участников тема обсуждения;

• максимально непринужденная и творческая обстановка, атмосфера гостеприимности и уюта, цветы, тихая музыка (в качестве фона) и легкие закуски - рождают креативное настроение;

• фокусирование на главном - важно не погрязнуть в мелочах и не «заболтать» проблему;

• уважение к каждому участнику «мирового кафе», возможность проявить себя даже «тихоне»;

• принцип «перекрестного опыления» - соединение разных мнений и точек зрения;

• наглядность и результативность: перед завершением «world cafe» все участники - в общем круге - обсуждают достижения «коллективного интеллекта».

Обычное количество участников - не менее 12-15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. Всё это дополняется бутербродами, кофе, чаем. И начинается обсуждение.

При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные - его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например полчаса, дается сигнал и «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». К концу второго круга дискуссий все «посетители» кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. Таким образом, можно «проработать» сразу несколько аспектов одного вопроса за короткое время. В конце «хозяин» делает презентацию всех идей от своего столика и устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения; возможны и другие варианты. Подводятся итоги, проводится анализ.

«Большой круг»

Родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему.

В течение определенного времени каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

По кругу каждый родитель зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – включать или нет его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

«Аквариум»

Технология «Аквариум» - разновидность дискуссии. Участники делятся на две команды. Первая занимается решением какой-либо проблемы. Это активные участники собрания, им дается задание – например, «придумать способы украшения участка детского сада в зимний период», «как отказать ребенку в просьбе купить очередную игрушку», «половое воспитание в раннем возрасте» и т. д. Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы. По окончанию выполнения задания проводится обсуждение результатов, затем члены двух команд меняются ролями. Время работы: 10-15минут.

Что дает этот прием родителям? Возможность увидеть родителей со стороны, как общаются, как реагируют на чужую мысль, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят.

«Круглый стол»

Помогает участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников.

«Вечер вопросов и ответов»

За месяц до проведения мероприятия педагог собирает вопросы образования, воспитания и развития наиболее актуальные в данный период. Вопросы (могут быть и анонимные, классифицируются, подготавливают ответы, помогают специалисты если нужно, на какие- то вопросы можно предложить самим родителям поделиться опытом.

«Меня зовут…Я люблю своего ребенка за то, что…»

Для создания рабочей атмосферы, родителям предлагается по очереди произносить следующие фразы: «меня зовут… я люблю своего ребенка за то, что …» Как правило, родители пытаются не повторять предыдущие высказывания, это заставляет их сосредоточиться на высказываниях других, следить за происходящим на собрании.

«Прогнозируем мир будущего»

Родителям предлагается подумать в течение нескольких минут, каким они видят будущее своего ребенка.

Для эффекта визуализации следует подготовить материал для коллажа: фигурки людей, силуэты зданий (коттедж, здания, сельский домик, социальных институтов (школа, банк, больница, офис, предметы быта, автомобили. Затем родители создают коллективный коллаж будущего.

Данное упражнение позволяет увидеть некоторые вопросы подготовки ребенка к школе, проблемы детского досуга, развитие личности.

Целью оценки родительского собрания является повышение эффективности, а главное – результативности родительских собраний. Родительские собрания, которые не обеспечивают желаемых результатов, являются потенциально вредными для ДОО, подрывающими авторитет его руководства. Эффективность собрания следует оценивать с точки зрения педагога, родителей и общих результатов работы.

Алексей Александрович Майер предлагает 4 блока родительских собраний

1 собрание «Мы их…» (учим)

2 собрание «Мы с ними ….» (педагоги совместно с родителями готовят и проводят собрание)

3 собрание «Они с нами.» (родители совместно с педагогами подготавливают и проводят собрание)

4 собрание «Они без нас….» (родители самостоятельно проводят собрание, без участия педагогов, подводят итоги, анализируют, что за год произошло, что так, что не так, каких результатов достигли к концу года, какие трудности встретили на своем пути и т. д.)

5 этапов необходимых для успешного взаимодействия педагогов и родителей:

1) Узнавание (выявление затруднений и постановка проблем)

«Родители глазами педагога»

«Педагог глазами родителей»

2) Ознакомление (детский сад должен в силу договора, родители обязаны в силу статуса)

«Родители обязаны»

«Педагоги должны»

3) Родительская почта

«Почта родительского гнева», «Почта родительских идей», «Почта родительского недоверия», «Адресная почта», «Благодарности родителей», «Родители недоумевают, почему….» и др.

4) Проект «Приемная»

Приемная/педагоги (персональная информация, должностные обязанности, обращения, объявления) и т. д.

Приемная/родители (персональная информация, обязанности, новости и события, задания и просьбы) и др.

Приемная/дети (персональная информация, девиз, хобби, права ребенка, новости, события в группе и т. д.)

Проект приемная оформляется после обсуждения и получения от всех родителей разрешения, использовать ту или иную персональную информацию.

5) Применение

«Помощь группе»

«Роль в группе»

Учитывая требования сегодняшнего дня, педагогам необходимо осознать изменившиеся целевые основы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с поддержанием партнёрских взаимоотношений.

Использованная литература:

1. Давыдова О. И. Майер А. А., «Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО», Москва, 2014г

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ», «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008г.

3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г №273-ФЗ)

Публикации по теме:

Консультация «Детский сад и семья»Консультация «Детский сад и семья» Детский сад и семья. Семёнова О. И. Самая главная цель и родителей, и педагогов обеспечить полноценное и счастливое проживание ребенком периода.

Консультация «Детский сад и семья»Консультация «Детский сад и семья» Неясова Елена Ивановна Воспитатель СП «Детский сад №114комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида Рузаевского.

Консультация «Детский сад и семья: от диалога к партнёрству» Одной из основных задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития и образования.

Педагогический совет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» Педагогический совет на тему: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов.

Проект «Детский сад и семья — верные друзья» «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Родительское собрание «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество» Родительское собрание «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество» Задачи: • Сформировать у родителей понимание необходимости.

Родительское собрание с использованием социоигровой технологии «Семья и детский сад, сотрудничество и партнёрство» Авторы: воспитатели Голюдова Ирина Стасисовна Гамаюнова Елена Викторовна Цель: Познакомить родителей с образовательным процессом и особенностями.

Консультация «Семья и детский сад» Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Семья и детский сад. Сотрудничество и партнерство. Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста и условиями образовательной работы в дошкольном.

Детский сад и семья всегда рядомДетский сад и семья всегда рядом Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фасилитативные технологии: семья и детский сад
Опубликовано: 28 января 2019 в 07:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД