МААМ-картинки

ФГОС -условие изменения предметно-развивающей среды детского сада

Ирина Логинова
ФГОС -условие изменения предметно-развивающей среды детского сада

ФГОС -условие изменения предметно-развивающей среды детского сада

В дошкольном образовательном учреждении ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в важных для его развития сферах жизни. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, позволяющей включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.

Публикация «ФГОС -условие изменения предметно-развивающей среды детского сада» размещена в разделах

Одним из путей обновления содержания воспитания и образования в ДОУ является переход на личностно ориентированную модель развития.

Такая модель обязывает педагогов учитывать в своей работе индивидуальные, возрастные особенности каждого ребенка и выстраивать маршрут его развития.

В условиях реформирования системы дошкольного образования и смещения акцента на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми встаёт задача индивидуализации образовательного процесса в целом. В первую очередь это относится к построению комфортной для ребенка предметно-развивающей среды в ДОУ

В ФГОС отмечается, что развивающая образовательная среда обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования, его открытость, привлекательность для детей, их родителей и всего общества.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников? Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных условий для воспитания. При формировании развивающей среды важно учитывать особенности детей группы: возраст, уровень развития, интересы, способности и склонности.

Предметно-развивающая среда определяется :

- видовым разнообразием ДОУ;

- направлениями работы и спецификой ДОУ;

- целями и задачами, стоящими перед ДОУ разных видов;

- функциями сотрудников;

- общеобразовательными программами.

Организация предметно-развивающей среды – непременный элемент в осуществлении педагогического процесса, носящий развивающий характер. В связи с этим наиболее важные задачи развивающей среды можно определить таким образом :

предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;

предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;

среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта;

предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;

развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере её основных функций:

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

В Требованиях к организации предметно-развивающей среды отмечается, что необходимо систематически проводить анализ её состояния с целью приведения в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.)

Критерии оценки предметно-развивающей среды :

комфортность и безопасность;

обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

возможность самостоятельной индивидуальной деятельности;

создание условий для исследования и экспериментирования.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей - обязательной части и части,.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ФГОС -условие изменения предметно-развивающей среды детского сада
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 10:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД