Получи документы

Физическая подготовленность воспитанников дома ребёнка и критерии её оценки

Елена Величко
Физическая подготовленность воспитанников дома ребёнка и критерии её оценки
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: Южакова Инна Михайловна, Авдеева Светлана Николаевна воспитатели ГКУЗ АО «СДР Звездочка»

Основное условие эффективной психолого-педагогической реабилитации воспитанника дома ребёнка –это его физическое здоровье. [2]. Исходя из этого «Физическое воспитание», как раздел программы обучения и воспитания в ДОУ является ведущим, а его целью является формирование у ребёнка реального ощущения своего тела и воспитание привычки к физической активности. Физическое воспитание направлено на охрану жизни, укрепление здоровья, коррекцию двигательных недостатков, своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость и т. д.).

Публикация «Физическая подготовленность воспитанников дома ребёнка и критерии её оценки» размещена в разделах

Естественно, для того чтобы целенаправленно влиять на развитие личности ребенка посредством включения его во все усложняющиеся формы двигательной активности, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем развития физических качеств. [5]. Исследование, проводимое в период 2010-2013гг. в Специализированном доме ребенка «Звездочка» позволило выявить явные противоречия между реальным состоянием процесса воспитания в домах ребенка, недостаточно учитывающим особенности психофизического состояния этих детей, и необходимостью коррекционного воздействия, направленного на развитие их двигательных способностей.

Потребность в разработке критериев оценки уровня физической подготовленности детей 3-4 лет в доме ребёнка появилась в результате анализа наблюдений за развитием физических качеств, сравнения результатов тестирования с рекомендациями Министерства здравоохранения для детей данного возраста. [4]

Наиболее эффективными формами педагогического контроля на занятиях, способствующих двигательной активности детей стало наблюдение и тестирование. Придерживаясь международных стандартов измерения физического состояния человека (В. М. Зациорский,1979) и методических рекомендаций в области физического воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста (В. Г. Фролов) были отобраны 16 тестов, призванных определить возможные двигательные нарушения. [1,3,5]

•подъем в сед. (30 сек.)

•наклон туловища вперед (из положения стоя) (кол-во раз)

•прыжок в длину с места (см).

•измерение силы кисти (кг).

•бросок мяча стоя (см).

•приседание (15 сек) (кол-во раз)

•бег 10 м. с места

•прыжки по квадратам (сек и кол-во ош).

•вис (сек).

•поддержание максимального темпа движений за 10 сек- теппинг-тест

•реакция на движущийся объект (РДО) (сек и кол-во ош.).

•бег на 30 м (сек).

•бег 90 м. (сек).

•общая выносливость (ед).

•проба Ромберга «пяточно-носочная (сек).

• проба Ромберга «аист», сохранение старческого равновесия, для детей 3-4 лет (сек).

Все тесты были адаптированы для применения в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью раннего и младшего возраста. На двух из них хотелось бы остановиться поподробнее.

Сущность реакции на движущийся объект (РДО) состоит в том, что сигнал, с которым связано ответное действие, не фиксирован на месте, а движется с определенной скоростью. Таким образом, при помощи РДО оцениваются точность реагирования, уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Во время нашего исследования испытуемый вставал около ватмана на стене и при подаче сигнала искал световой луч на поверхности. При его обнаружении накрывал его ладонью. Фиксировалось время между моментом подачи сигнала и моментом хлопка ладони по лучу. Инструктор ЛФК всегда имел при себе секундомер, фиксирующий десятые доли секунды, лазерный указатель, при включении которого подавался сигнал. Результатом являлось время реакции с точностью до десятой доли секунды.

В нашем исследовании значительное изменение претерпела и традиционная динамометрия, определяющая максимальную мышечную силу кистей рук и моторную асимметрию.

В связи с тем, что для ребёнка в возрасте 3-4 лет традиционное применение динамометра представляется довольно затруднительным, мы использовали метод нажима ладонью на панель весов для измерения веса. Испытуемый подходил к столу с весами и поочередно ладонью правой и левой руки нажимал на панель весов, прилагая максимальное усилие. Сила фиксировалась в килограммах.

Анализ результатов экспериментального исследования позволил выявить как общие, характерные для всех воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, так и специфические проявления двигательной недостаточности, свойственные лишь детям с ЗПР или детям с умственной отсталостью.

В целом, уровень развития двигательных способностей воспитанников домов ребенка с ЗПР превысил показатели сверстников с лёгкой степенью умственной отсталости. Особенно это проявилось в развитии скоростных способностей.

По блоку скоростных способностей, в который входило измерение РДО, результаты группы детей 3 лет с ЗПР превысили результаты группы детей с умственной отсталостью на 41,6% а различия между группами воспитанников 4 лет составили 67,8%.

Показатели силы кистей рук и в первых и во вторых возрастных группах у детей с ЗПР и умственной отсталостью не имели существенных различий. Однако показатели детей без наличия интеллектуальной недостаточности того же возраста превысили эти результаты почти в два раза.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Для оптимизации процесса обучения и воспитания воспитанников дома ребенка необходима специально организованная система коррекции двигательных нарушений средствами физического воспитания.

2. В соответствии с выявленными двигательными нарушениями у воспитанников дома ребёнка необходима комплексная программа коррекции, направленная на совершенствование всех двигательных способностей для дальнейшей, наиболее успешной адаптации в обществе здоровых детей

ЛИТЕРАТУРА

1. Величко Е. В., Райский Д. В., Джумагазиев А. А., Джальмухамедова Э. И., Шайдакова Н. В. Развитие двигательных способностей и коррекция двигательных нарушений у детей с проявлениями гипокинезии в условиях дома ребёнка. Учебно-методическое пособие для медицинских работников и педагогов домов ребёнка. – Астрахань, 2012. - 267 с. – ISBN 978-5-4424-0022-9

2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е. А. Стребелевой, М., «Полиграфсервис», 1998.-324с.

3. Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. – М. : Физкультура и спорт,1979.–152с.

4. Ноткина Н. А., Казьмина Л. И., Бойнович Н. Н. Оценка физического развития детей дошкольного возраста. библиотека программы "детство" URL :dob.1september.ru/2000/12/no23_24b.htm (Дата обращения 18.05.14.)

5. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М. : Просвещение. 1983.–191с.

Публикации по теме:

Презентация для педагогов «Нестандартное физкультурное оборудование» Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка.

Проектирование процесса овладения детьми старшего дошкольного возраста элементарными нормами и правилами ЗОЖ Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Физическая подготовленность воспитанников дома ребёнка и критерии её оценки
Опубликовано: 5 октября 2014 в 16:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическая подготовленность воспитанников дома ребёнка и критерии её оценки» (включая файлы) размещена пользователем Елена Величко (УИ 249471) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД