Ольга Обухова
Физическое воспитание детей в семье
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы многие молодые родители, заботясь о всестороннем развитии детей, уже с первых месяцев их жизни, немало внимания уделяют физическому воспитанию грудных малышей. При этом используют массаж, гимнастику, закаливание. Но вот проходит год, полтора… У родителей появляется много новых забот по воспитанию ребенка : ведь именно у 2-3- летних детей формируются характер, вкусы и привычки, гигиенические навыки, развиваются речь и движения, закладываются основы нравственного и эстетического воспитания. Физическому воспитанию в семье постепенно уделяется все меньше внимания. Многие родители считают, что детям от 1 до 3 не нужны регулярные занятия физической культурой, объясняя это тем, что ребенок итак все время находится в движении.
Публикация «Физическое воспитание детей в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Действительно, многие дети этого возраста весьма подвижны. И тем не менее регулярные, правильно организованные, целенаправленные занятия в форме гимнастики, подвижных игр, спортивных развлечений крайне необходимы. Они имеют огромное оздоровительное и воспитательное значение.
Именно в возрасте до 3 лет организм ребенка наиболее пластичен, и любое, даже самое незначительное, но систематически повторяемое воздействие оказывает большое влияние на его развитие. Специалисты заметили, что даже при большой подвижности у детей движения обычно бывают однообразными, в работу вовлекаются не все мышцы, а лишь их часть – чаще всего одни и те же группы. Все это не дает достаточного физиологического эффекта. К тому же, если не следить за ребенком и не учить его, как надо правильно выполнять то или иное движение, у него прочно и надолго закрепляется навык неправильного выполнения движения. Нередко это сочетается и с неправильной позой ребенка. Все это может быть причиной неравномерного развития мышц, нарушения осанки, искривления позвоночника, что, в свою очередь, затрудняет деятельность, рост и развитие внутренних органов. При специальных занятиях физической культурой в работу вовлекаются буквально все мышечные группы, и суставы. От них в головной мозг идет целый поток сигналов – импульсов. Эти импульсы стимулируют развитие ЦНС, повышают ее тонус, то есть рабочие возможности. А ЦНС в связи с этим посылает в обратном направлении к рабочим исполнительным органам (мышцам, сердцу, легким) увеличенное количество импульсов, что приводит, в свою очередь, к повышению их функционального состояния, способствует их развитию и укреплению.
Под влиянием систематических занятий физической культурой в мышцах происходят отчетливые изменения. Энергетические процессы в них становятся все более экономными и эффективными, мышечная масса нарастает, повышаются ее функциональные характеристики. Заметно увеличиваются жизненная емкость и максимальная вентиляция легких. Как правило, у детей, занимающихся физической культурой, деятельность сердечно-сосудистой системы становится более экономной: пульс у них реже, а выброс крови за каждое сердечное сокращение больше, то есть повышается кровоснабжение мышц и других органов. Улучшается обмен веществ: увеличиваются запасы гликогена в печени, возрастает активность ферментов, участвующих в обмене белков, жиров и углеводов. Поэтому в организме создаются запасы источников энергии. При этом повышается способность организма после нагрузки, сопровождающейся большой тратой энергии, быстро восстанавливать эти запасы.
При занятиях физической культурой в домашних условиях необходимо давать ребенку целый комплекс разнообразных упражнений. Упражнения должны быть доступными для данного возраста, интересными и доставлять удовольствие. Их цель – содействовать развитию и совершенствованию ходьбы, бега, лазанья, метания, прыжков, сохранению равновесия, способствовать формированию правильной осанки, свода стопы. Вовлекая в работу все группы мышц, упражнения стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы. При этом следует помнить, что занятия нужно проводить ежедневно в одно и то же время.
Общая продолжительность каждого занятия для детей до 2 лет - 8-10 минут, от 2 до3 лет время занятия постепенно увеличивается до 20 минут. Увеличение физической нагрузки достигается не только продолжительностью занятий, но и количеством повторений и ритмом каждого упражнения. Для предупреждения утомления нужно чаще менять исходные положения (сидя, стоя, лежа) и движения, а также чередовать их с паузами отдыха. В занятиях следует использовать различные предметы: палки разных цветов, обручи, веревку, мячи различных размеров, кубики, мешочки, булавы. Летом в хорошую погоду физкультурные занятия лучше проводить на воздухе.
Основу двигательной активности малыша раннего возраста должны составлять ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или веревочкой. В конце этого периода допускаются упражнения в воде:плавание в круге, упражнения на дыхание, различны игры в воде и т. п.
Самая эффективная форма занятий с малышом – игра, позволяющая ему удовлетворить потребность в движениях. Поскольку дети в этом возрасте восприимчивы и склонны к подражанию, показывая упражнения, рекомендуется сравнивать их с движениями животных, персонажей из сказок и мультфильмов.
При проведении занятия на улице используют оборудование детских площадок, рельеф местности, скамейки, деревья, камешки, шишки, веточки и т. д.
Занимаясь физическим воспитанием ребенка, следует помнить и о систематическом закаливании. Прекрасное средство закаливания – прогулки, особенно те, во время которых обеспечивается достаточная двигательная активность ребенка. С ребенком 2-3 лет нужно проводить прогулки на расстояние 200-500 м и более, но при условии постепенной тренировки. Летом для развития и совершенствования ходьбы и прыжков можно использовать пересеченную местность – небольшие кочки, неровности, канавки, а для развития равновесия – узкие дорожки, бревна, пеньки.
С 2-х лет ребенка можно учить кататься на велосипеде.
Во время прогулок зимой дети должны быть непременно активными. Можно заняться бегом с мячом, игра в «футбол», бросанием мяча в цель, катанием мяча с горки и в горку, катанием игрушек на санках, катанием на санках с горок.
В возрасте около 3 лет можно начинать учить малыша ходить на лыжах без палок.
Регулярные занятия физической культурой и насыщенные движениями прогулки, увеличивая двигательную активность и улучшая качество движений, способствуют функциональному усовершенствованию и морфологическому созреванию различных органов и систем, обеспечивают правильное физическое развитие малышей, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям.
Дети, систематически занимающиеся физической культурой, становятся не только здоровее, крепче и закаленней, но и самостоятельней, решительней, смелее, сообразительнее, внимательней, более настойчивыми при достижении намеченной цели, легче входят в любой детский коллектив и осваивают трудовые навыки.
Литература.
1. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми. (Физическое воспитание детей до 3 лет). – М. : Советский спорт, 1989. - 48 с.
2. Хрущев С. В. Физическая культура ребенка (от 1 года до 3 лет). – М. : Физкультура и спорт, 1984. – 31 с.