Лучший педагог года

Физическое воспитание в коррекционных ОУ

Вадим Харитонов
Физическое воспитание в коррекционных ОУ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Разработка: Харитонов В. В. инструктор по физической культуре МБДОУ № б «Орлёнок»

г. Тейково

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Физическое воспитание в коррекционных ОУ» размещена в разделах

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушение зрения и общее функциональное состояние здоровья.

Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой :

достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений и др. ;

коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональны возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;

преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, боязни пространства и др.);

активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.

В раздел общеразвивающих упражнений введены специальные задания на развитие мелкой моторики рук и ног, формированию микроориентировки.

Определение физической нагрузки и нормативов, показаний противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строиться на основе рекомендаций врачей: окулиста, ортопеда, психоневролога, педиатра - и общего психического развития ребенка.

Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на поли сенсорные взаимосвязи, речь, мышление (т. е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения). На общеразвивающие занятия физкультурой дети включаются по предписанию врача педиатра и врача ЛФК.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ И РЕЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Цель:

1. Формировать у детей потребность в ежедневной активной двигательной деятельности.

2. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.

З. Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп, умения и навыки в спортивны играх и упражнениях, совершенствовать технику их выполнения.

4. Совершенствовать ходьбу, бег, лазание, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движений.

ЗАДАЧИ:

1. Воспитывать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность.

2. Развивать потребность самостоятельно организовывать подвижные игры.

3. Учить справедливо и честно оценивать в игре свое поведение и поведение сверстников, проявлять дружескую взаимопомощь.

Для достижения цели решения поставленных задач рекомендуется в режим дня включать виды физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Виды занятий физическими упражнениями Характер Место в режиме

1. Утренняя гимнастика. Обязательно Ежедневно

2. Гимнастика после дневного сна. Обязательно Ежедневно

З. Закаливающие мероприятия. Обязательно Ежедневно

4. Физические занятия. Обязательно Ежедневно

5. Тренировочные занятия. Обязательно 2 раза в неделю

6. Подвижные игры на прогулке.

7. Самостоятельная двигательная активность.

8. Физкультурно- спортивные праздники. 3 раза в год

9. Дни здоровья. 4 раза в год

10. Сдача нормативов. 2 раза в год

11. Гимнастика. дополнительно 3 раза в год

ВИДЫ ХОДЬБЫ

1. Обычная ходьба.

2. Ходьба на носках.

З. Ходьба на пятках.

4. Ходьба на наружных сторонах стоп.

5. Ходьба с высоким подниманием колена.

6. Ходьба перекатом с пятки на носок.

7. Ходьба приставным шагом в правую и левую сторону.

8. Ходьба с выполнением различных заданий воспитателя, ориентировкой на звуковые и зрительные сигналы.

Упражнения для пропедевтики:

1. Ходьба приставным шагом в правую и левую стороны по размеченным дорожкам.

2. Ходьба перекатом с пятки на носок по заранее размеченным стопам.

З. Ходьба на месте с высоким подниманием колена, касаясь коленом веревки.

ВИДЫ БЕГА

1. Обычный бег.

2. Бег на носках.

3. Бег с высоким подниманием колена.

4. Бег мелким и широким шагом.

5. Бег в колонне по одному.

6. Бег змейкой между расставленными в одну линию предметами.

7. Бег врассыпную.

8. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 мин.

9. Бег в среднем темпе на 80-100 метров в чередовании с ходьбой.

10. Челночный бег.

Упражнение для пропедевтики:

1. Бег на месте с высоким подниманием колена, касаясь коленом веревки.

2. Бег мелким и широким шагом по размеченным линиям.

ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ

1. Ползание на четвереньках вперед.

2. Ползание на четвереньках змейкой между предметами.

3. Ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечье и колени, на животе, подтягиваясь руками.

4. Перелезание через несколько предметов подряд.

5. Пролезание в обруч разными способами.

6. Лазание по гимнастической лестнице одноименным и разноименным способами.

7. Перелезание с одного пролета на другой.

Упражнение для пропедевтики:

1. Ползание на четвереньках к неподвижному предмету, сосредотачивая на нем взор.

2. Ползание за движущимся предметом.

3. Лазание по наклонной гимнастической лестнице одноименным и разноименным способами.

ПРЫЖКИ

1. Прыжки на двух ногах на месте.

2. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

З. Прыжки на правой и левой ноге (на месте и с продвижением вперед).

4. Подскоки на месте.

5. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

6. Прыжки через предметы.

7. Прыжки на мягкое покрытие.

8. Прыжки с высоты 25-30 см в заранее обозначенное место.

9. Прыжки в длину с места.

10. Прыжки в длину с разбега.

11. Прыжки в высоту с разбега.

12. Прыжки через скакалку.

Упражнение для пропедевтики:

1. Прыжки на двух ногах по размеченной дорожке.

2. Прыжки через предметы боком.

БРОСАНИЕ, ЛОВЛЯ, МЕТАНИЕ

1. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками.

2. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой.

З. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками с хлопками.

4. Перебрасывание мяча из одной руки в другую.

5. Перебрасывание мяча друг другу из разных исходных положений (стоя, сидя).

6. Перебрасывание мяча различными способами (снизу, из-за головы, от груди, отскоком от земли).

Упражнение для пропедевтики:

1. Перекладывание мяча из одной руки в другую с открытыми и закрытыми глазами.

2. Прокатывание мяча по ограниченному пространству.

ЭЛЕМЕНТЫ ГИМНАСТИКИ

Равновесие на одной ноге «ласточка» : из исходного положения основная стойка, постепенно приподнимая прямую левую ногу назад, верх, наклониться вперед, придавая телу горизонтальное положение, руки развести в стороны. Удержать равновесие на правой ноге.

Стойка на лопатках «березка» : из седа, сгибая ноги и перекатываясь на спину, подняться в стойку на лопатках с согнутыми ногами, локти согнуты рук поставить на пол, кисти ближе к лопаткам, удерживать тело в вертикальном положении, разгибая ноги, сохранить это положение.

Перекат назад согнувшись: из седа перекат назад на лопатки до упора носками ног в пол за головой.

Перекат вперед и назад прогнувшись: из упора лежа на животе прогнувшись, согнуть руки и перекатиться вперед прогнувшись, поднять ноги в положение, близкое к стойке на груди, перекатом назад вернуться в исходное положение.

Равновесие на одной ноге «пистолетик» : из исходного положения основная стойка одну ногу поднять вперед до прямого угла, руки в стороны, на другую присесть, сохраняя равновесие.

Упражнение на гибкость «мостик» : из положения лежа на спине, с согнутыми ногами, опираясь руками на пол у плеч, прогнуться в мостик, разгибая руки и ноги.

Кольцо в упоре лежа: из положения лежа выпрямить руки, приподнять туловище, оставаясь лежать на животе, ноги поднять вверх и, сгибая их в коленях, пытаться носками дотянуться до головы.

Наклоны вперед «складной ножик» : из положения сидя, ноги вместе наклониться вперед, стараясь грудью коснуться бедер без сгибания ног.

Кувырок вперед: из положения упор присев, руки на ширине плеч на расстоянии шага от ног, толчком ног выполнить кувырок вперед, наклоняя голову так, чтобы опереться на мат затылком и шеей и сразу же сгруппироваться, не отпуская рук до полного завершения кувырка.

К КОНЦУ ГОДА ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;

лазать по гимнастической лестнице (высотой 2,5 м) с изменением угла наклона до вертикального; прыгать в обозначенное место с высоты 25-30 см; прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см); прыгать в длину с места не менее (70-75см, с разбега (не менее 80-90см, в высоту с разбега (не менее 25-ЗОсм); прыгать через короткую и длинную скакалку;

метать предметы правой и левой рукой на расстояние 4-8 м, в вертикальную и горизонтальную цели с расстояния 2-3 м, бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками, отбивать мяч одной рукой на месте не менее 5-8 раз каждой рукой, в ходьбе на расстояние 5 м. ;

сохранять устойчивое положение тела при выполнении упражнения на ограниченной площади опоры;

перестраиваться в колонну по три, четыре, равняться, размыкаться в колонне, шеренге, выполнять повороты направо, налево, кругом.

Публикации по теме:

Проект «Мы идём по свету» Организуя образовательную деятельность с детьми (экскурсии, целевые прогулки, походы, педагоги выявили интерес воспитанников к данным мероприятиям.

Публикация о творческом проекте «Трудовая мозаика»Публикация о творческом проекте «Трудовая мозаика» Хорошо на свете Что – нибудь уметь! Хорошие профессии Будем мы иметь! Ценность ПроектаЗа последнее время показатель трудоустройства выпускников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое воспитание в коррекционных ОУ
Опубликовано: 9 апреля 2015 в 10:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД