Елена Ерошенко-Никишкова
Консультация для педагогов «Физкультминутки в детском саду»
Физкультминутки в детском саду (технология здоровьесбережения)
Физминутки – это небольшие паузы, прерывающие педагогический процесс (занятие) на считанные минуты(1-2, заполненные физическими упражнениями. Это позволяет переключить вид деятельности, разрядить обстановку, выплеснуть накопившуюся энергию, восстановить умственную работоспособность, улучшить кровообращение, снять мышечное напряжение.
Публикация «Консультация для педагогов „Физкультминутки в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Физминутка – этот один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна, т. к. это «минутка» активного и здорового отдыха.
Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Обычно первые признаки утомления появляются у детей разного возраста через разные промежутки времени. Дети младшей группы (четвертый год жизни) устают через 7-8 минут, пятилетки держат внимание 10 минут, дети подготовительной группы усидчивы на протяжении 13-15 минут.
Требования к проведению физминуток:
• Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления (7-15 минута в зависимости от возраста, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
• Продолжительность физкультурных минуток обычно составляет 1 – 5 минут.
• Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
• Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
• Физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, дидактической игры с движением.
Какими бывают физминутки для дошкольников?
Их различают по задействованным частям тела и формам проведения.
По первому признаку физминутки для дошкольников подразделяются на:
• Упражнения для глаз (при работе с наглядностью, например, при описании картины). Здесь применяются различные движения глаз – верх-низ, лево-право, круговые вращения; смена дальности объекта (близко-далеко).
• Упражнения для пальцев (при письме). Всем известнаяфизминутка «Мы писали…», пальчиковые гимнастики, пальчиковый театр (изображение с помощью пальцев зверей, птиц, людей).
• Упражнения для всего тела (используются повсеместно). Примером могут служить наклоны, прыжки, дополняемые движениями рук («Дровосек», «Птички взлетают»).
По формам проведения физминутки для дошкольников подразделяются на:
• Общеразвивающие упражнения (можно использовать 2-4 упражнения из комплексов гимнастики пробуждения или утренней гимнастики).
• Подвижные игры (малой подвижности).
• Танцевальные (спонтанные музыкально-ритмические движения, изображения заданной хореографической композиции, имитации движений живой природы).
• Двигательно-речевые. Согласование движений со словами песен или стихов (двигательно-речевые).
• Дидактические игры с движениями.
• Упражнения для релаксации.
Дети после физминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Веселыефизминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Для того чтобы физминутки для дошкольников действительно принесли пользу, нужно правильно их подбирать. Выбор зависит от вида деятельности, которым занимаются дети.