Папки-передвижки

Физкультура на основе методов ТРИЗ

Вера Корюкина
Физкультура на основе методов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Методы ТРИЗ и РТВ применяемые на физкультурных занятиях в соответствии с возрастным и физическим уровнем развития.

Системный подход

Цель: рассматривание объекта по системному оператору: функция объекта, составные части, место функционирования, объект в прошлом или будущем.

Синектика (аналогия)

- формировать способность к подражанию действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.

Публикация «Физкультура на основе методов ТРИЗ» размещена в разделах

а) личная аналогия - (мы воробушки, что мы чувствуем как воробушки);

б) прямая аналогия - крыльями машем, клюем зернышки, пьем воду как воробушки;

в) символическая аналогия - один ребенок или воспитатель изображает, а все дети отгадывают; показывают: воробушек - нахохлился воробушек - несмышленыш воробушек - задиристый и т. д. ;

г)сравнение объекта с чем-либо (нахохлился и стал как комочек; задиристый как петушки т. д.);

д)преобразование - попал в волшебную страну и стал говорить, танцевать; или отправляется по волшебным дорожкам, преодолевая все препятствия; или в конкретную сказку; или встречается с героями сказок.

Метод типового фантазирования, Увеличения-Уменьшения

Цель: развивать воображение на основе представления о том, что будет, если объект (живой, неживой) увеличить, уменьшить полностью или частично, уметь это показать с помощью движений и эмоций.

Увеличение - Волшебник Большого Размера

а) Волшебник Большого Размера увеличил мышек - стали больше; игра "Хорошо-плохо". Мыши стали сильные, быстрее бегают, больше сыра наберут, испугают своим видом (размером) кота, но не смогут залезть в свою норку, пробежать тихо, незаметно.

б) Волшебник Большого Размера увеличил только ноги спортсменам (зверям) и зашагали, побежали они широким шагом, свободно перешагивая через ручейки, дальше стали прыгать.

Уменьшение - Волшебник Маленького Размера.

а) Был большой мяч - Волшебник Маленького Размера уменьшил его. Большой мяч подбрасывали двумя руками, а маленький мяч можно подбрасывать одной рукой и ловить одной рукой, перебрасывать с одной руки на другую, зажать в руке.

б) Волшебник Маленького Размера прикоснулся к большим мышкам и стали они опять маленькие и смогли спрятаться в своих норках.

в) Был мостик длинный и широкий, можно было быстро пройти, пробежать. Волшебник Маленького Размера прикоснулся к нему и стал вдруг мостик длинный, но узкий. По такому мостику нужно идти очень осторожно, не теряя равновесия.

Дробление и объединение.

Цель: развивать воображение на основе представления о том, что будет, если нечто разделить на части или из частей составить одно целое.

Дробление - Волшебник Дроби.

а) Большой снежный ком, прикоснулся к нему Волшебник Дроби и разлетелся снежный ком на маленькие снежки, которые можно взять в руку, поиграть - О. Р. У. со снежками, покидать - кто дальше бросит.

б)Собираем цветы в букет, Волшебник Дроби прикоснулся к букету и, рассыпались цветы по лугу.

в) Из большого куба Волшебник Дроби сделал много маленьких кубиков. Большой куб был один, а ребят много. На нем можно было посидеть, вокруг него можно было побегать, спрыгнуть с него, когда стоишь на нем, хорошо видно тебя, и тебе все видно.

А маленьких кубиков много, каждому досталось по два, с которыми можно выполнить ряд упражнений, между ними можно прокатить мяч, проползти, между кубиками можно бегать, прыгать и т. д.

Объединение - Волшебник Объединяй.

а)На лугу росли цветы, Волшебник Объединяй посмотрел на них, взмахнул волшебной

палочкой и собрал их в красивый букет.

б)Из множества камней Волшебник Объединяй сделал мостик через ручей, реку по которому прошли дети на противоположный берег.

в)Игра "Собери мяч"

Лопнул мяч или Волшебник Дроби разделил на маленькие частички и разбросал по залу, а Волшебник Объединяй собрал их в единое целое и получается целый мяч. Дети доставляют мяч из частей из частей (плоскостное изображение).

г)Оборвалась ниточка и рассыпались бусинки (бусинки - ребята). Волшебник Объединяй взмахнул волшебной палочкой и получились бусы (дети встали в круг, взявшись за руки).

Метод морфологического анализа.

Цель: обобщение и систематизация знаний о предметах и явлениях, классификация по ряду признаков.

1. Классификация по одному признаку - цвету.

Игра "Цветные автомобили"

Красные автомобили едут в красный гараж. Зеленые автомобили едут в зеленый гараж.

Игра "Цап - царап"

По сигналу выбрасывается кубик. Какой цвет сверху у кубика, такого цвета нужно собирать предметы.

Игра "Найди свой цвет"

Используются цветные ленточки, платочки, флажки. Дети с красными флажками или платочками по сигналу бегут к красному флажку.

2. Классификация по двум признакам - цвету и форме.

Лисе нужно собрать и принести кленовые листья холодных тонов, пройдя по мостику, перекладывая листок из одной руки в другую под коленом, над головой или впереди и за спиной.

Ежику - кленовые листья теплых гонов (или конкретно какого-то цвета) принести на спине, проползая между пенечками.

Медведю - большие мягкие (резиновые) мячи.

Белочке - маленькие твердые (пластмассовые).

3. Игра "Найди свой домик"

На груди у детей разные листочки разного цвета.

Пока звучит музыка, дети гуляют по своим улицам (красные листочки по красной улице.).

По окончанию музыки каждый занимает свой домик.

Можно провести аналогичную игру, заменив листья на цветы или живот-ных, например: Звучит музыка. Садовые цветы гуляют в саду, лесные - в лесу, луговые - на лугу. По окончании музыки все занимают свои домики.

Игра - медитация.

Цель: способствует регуляции дыхательных и других функций организма; оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимает усталость, дает возможность детям насладиться приятными эмоциями.

Игра - медитация "Цветок".

Дети изображают цветы на полянке. Каждый цветок распространяет аромат, привлекает к себе насекомых и радует своей красотой все существа вокруг (под музыкальное сопровождение).

Игра - медитация "Солнышко".

Дети встают в круг, тянутся к солнцу руками, солнце щедро дарит каждому ребенку по солнечному лучику, которые поселяются в сердцах детей. А затем дети из своих сердец раздают солнечный свет всем существам вокруг. Выполняемые упражнения могут имитировать полет насекомых, птиц, движения животных.

Психогимнастика.

Цель: обучать умению выражать эмоции с помощью движений: преодолеть барьеры в общении, развивать умение лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.

Игра "Что слышно?" (развивать умение быстро сосредотачиваться). Игра "Запомни свою позу " (развивать моторно-слуховую память).

Этюды на выразительность жеста: "Заколдованный ребенок", "Я не знаю!", "Штанга", "Удивление", "Старый гриб".

Метод "Наоборот".

Цель: развивать мышление, умение выполнять не прямое указание, а анти - действия, разнообразить приемы закрепления отдельных действий.

Игра "Наоборотки" - Волшебник Наоборот.

Дается задание детям выполнить определенные действие, движение - они должны выполнить анти - действие, анти - движение:

Ускорить ходьбу - замедлить ход;

Наклон вправо - наклониться влево;

Ходьба вперед - ходьба вперед спиной.

Игра "Да-нетка".

Цель: сужать поле поиска для отгадок на загадки, уметь обсуждать объект по универсальным и специализированным признакам.

Линейная "Да-нетка".

В одну линию выкладываются звери, и детям предлагается отгадать - кем мы сегодня будем? Какой сюжет занятия?

Плоскостная "Да-нетка".

Игра "Найди, что задумано" (загаданный предмет расположен на плоскости пола).

Объемная "Да-нетка".

Игра "Найди, что задумано" (детям сразу сообщается, что объект может находиться где угодно и не только на плоскости стола).

Публикации по теме:

Перспективное планирование по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — старший возраст ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Задачи обучения установлению системных связей.

Перспективный план работы по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — младший возраст редварительный просмотр: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Задачи обучения установлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультура на основе методов ТРИЗ
Опубликовано: 22 января 2014 в 10:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физкультура на основе методов ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Вера Корюкина (УИ 173373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД