Воспитатель
Перспективный план работы по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — младший возраст
▼ Скачать + Заказать документы
редварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Задачи обучения установлению системных связей
Младший возраст
Выявление функций объектов
Учить детей выделять у объекта его главное назначение. Обозначать словом действие по отношению к нему или с ним. Различать объекты живой природы по многофункциональности. Дать знания о том, что представители животного мира могут видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус и ощущать телом.
Выявление подсистемных связей
Публикация «Перспективный план работы по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — младший возраст» размещена в разделах
Познакомить детей с признаком объекта – его частью. Учить обозначать словом основные части знакомых объектов и рассказывать об их назначениях. Учить детей находить общие части у разных объектов. Учить дополнять объект какой-либо частью и обозначать ее значение (полуактивный этап).
Выявление надсистемных связей
Познакомить детей с признаком места, учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта. Учить детей перемещать объект из одного места в другое и оговаривать значение этого перемещения (полуактивный этап).
Определение линии развития объекта
Учить детей выстраивать линию развития у объектов. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по будущему объекта. Учить устанавливать причинно-следственные связи относительно развития.
Выявление ресурсов объектов
Учить детей видеть неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы). Побуждать рассказывать о том, что может еще объект помимо того, что умеет.
Сравнение систем
Учить детей сравнивать два объекта между собой по признакам: цвет, форма, размер, назначение. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.
Классификация объектов
Учить детей делить объекты на группы: природный, рукотворный, где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам. Учить делить объекты природного мира на группы: живые, неживые, и объяснять основания такого деления.
месяц содержание деятельности задачи методы и приемы (игры)
Октябрь Формирование умения выявлять функции объекта • Учить детей выделять у объекта его главное назначение. Обозначать словом действие по отношению к нему или с ним. 1.«Что умеет делать?»
2. «Мои друзья»
Ноябрь Определение линии развития объекта.
Универсальные системные игры (У. С. И.)
• Учить детей выстраивать линию развития у объектов природного и рукотворного мира.
• Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по будущему объекта.
• Учить устанавливать причинно-следственные связи относительно развития. 1.«Чем был – чем стал»
2.«Раньше - позже»
3.«Паравозик»
4. У. С. И. «Медведь», «Настольная лампа»
Декабрь Формировать умения выявлять нансистемных связей.
Универсальные системные игры (У. С. И.)
• Познакомить детей с признаком места, учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта.
• Учить детей перемещать объект из одного места в другое и оговаривать значение этого перемещения (полуактивный этап). 1.«Где живет?»
2. У. С. И. «Дерево», «Ромашка», «Астра».
Январь Определение подсистемных связей объекта.
У. С. И. • Познакомить детей с признаком объекта – его частью.
• Учить обозначать словом основные части знакомых объектов и рассказывать об их назначениях. Учить детей находить общие части у разных объектов.
• Учить дополнять объект какой-либо частью и обозначать ее значение (полуактивный этап). 1.«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
2. У. С. И. «Голубь», «Цыпленок».
Февраль Объединение над- и под- системы объекта
У. С. И.
Классификация объекта. • Учить детей выделять систему, подсистему, надсистему объекта.
• Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
• Учить детей делить на группы (природный и рукотворный мир, где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам. 1.«Волшебный светофор».
2.«Хорошо – плохо».
3. У. С. И. «Воробей», «Ручка».
4.«Все в мире перепуталось»
Март Формирование умения выявлять ресурсы объекта.
У. С. И.
Классификация объекта. Учить детей видеть неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы).
• Побуждать рассказывать о том, что может еще объект помимо того, что умеет.
• Учить делить объекты на группы: живая, неживая природа. 1. Сюжетно-ролевая игра (подбор предметов-заместителей).
2.«Аукцион».
3. У. С. И. «Книга», «Заяц».
4.«Все в мире перепуталось»
Апрель Сравнение систем.
У. С. И. • Учить детей сравнивать два объекта между собой по признакам: цвет, форма, размер, назначение.
• Побуждать рассказывать об итогах сравнения.
• Развивать ассоциативность мышления.
• Учить детей находить общие части у разных объектов. 1.«Раз, два,три… ко мне беги!».
2.«На что похоже».
3.«Теремок».
4. У. С. И. «Лягушка», «Рыба», «Колобок».
Май Классификация объектов.
У. С. И. • Учить детей делить объекты на группы: природный, рукотворный, где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам.
• Учить делить объекты природного мира на группы: живые, неживые, и объяснять основания такого деления. 1.«Все в мире перепуталось».
2. У. С. И. «Машина», «Тесто».
3. Продуктивная деятельность – лепка, работа с тестом.