Андреева Марина Евгеньевна
Физкультурно — оздоровительная работа для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего, стоит отметить, что специфика работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) определяется особенностями развития: неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно – логического мышления, общей и мелкой моторики).
Исследования двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:
• Нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки, метание);
• Нарушение ручной моторики;
Публикация «Физкультурно — оздоровительная работа для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
• Общая скованность и замедленность в выполнении движений;
• Дискоординация движений;
• Несформированность функций равновесия;
• Недостаточное развитие чувства ритма;
• Нарушение ориентировки в пространстве;
• Замедленность процесса освоения новых движений;
• Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Занятия физической культурой с детьми с ТНР (помимо основных, проходят как подгруппами, так и индивидуально. Каждое занятие начинается с ходьбы различными способами: обычная, чередующаяся с выпадами, ходьба в полуприседе, на носочках, на внешней стороне стопы. Ходьба по массажным коврикам, с утяжелителем.
Ребята пробуют себя в прыжках в длину, в высоту, а так же прыжки с продвижением вперед, метании теннисного мяча, мешочка с песком, колец. Что способствует приобретению двигательного опыта и совершенствованию двигательной активности развивает силу и ловкость, способствует гармоничному развитию и укреплению мышц рук, плечевого пояса, туловища.
Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка. Подтягиваясь и ползая, снимается отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата. При регулярных занятиях появляется согласованность движений.
Улучшить координацию движений, выработать и закрепить навык правильной осанки, нормализовать состояние позных мышц помогают упражнения на равновесие. При их выполнении тренируется ощущение положения тела в пространстве, вырабатывается новая схема тела, позволяющая принимать и удерживать правильную позу.
Для детей с ТНР особенно важно развитие способности к ориентации в пространстве, так как эта способность, определяет богатство языка в дальнейшем. Детям проще воспринимать такие факты, как справа от тебя, чуть левее, чем тот предмет и т. д.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, способствуют улучшению запоминания и развитию речи. Скоординированная работа левого и правого полушария – является основой для интеллектуального развития ребенка, что обеспечивает в дальнейшем успешное обучение в школе. Необходимо активное использование небольших физминуток с проговариванием слов, переменой положения тела, постепенно увеличивающийся темп игры. При этом развивается умение контролировать свои действия, следовать инструкции, выполнять правила игры, способствовать установлению доверительных отношений между детьми.
Примеры физминуток для развития межполушарного взаимодействия:
• «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
• «Перекрестные шаги»
Это основа походки, танцевальных «па» и маршировки. Перекрестные шаги помогают связать левое и правое полушария, что помогает активизироваться речевым и языковым центрам. Выполнение: ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.
• «Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Хочется отметить, что работа с нарушениями речи у детей не ограничивается узким специалистом, связи устанавливаются между воспитателями, специалистами, родителями. Доверительные отношения выстраиваются благодаря грамотному сопровождению семьи ребенка с ТНР, что подразумевает под собой создание специальных условий для успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения через взаимодействие с семьей.