Громова Светлана
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому считаем, что проблема оздоровления детей это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» размещена в разделах
В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Именно поэтому приоритетным направлением моей педагогической деятельности является физкультурно – оздоровительная работа.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладывается основные черты личности, формируется характер. Поэтому важно в дошкольном возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Привычка к здоровому образу жизни – это важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
В нашем детском саду разработала и реализую систему мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в ДОУ включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз, подвижные игры, занятия по физической культуре, спортивные праздники, Ежедневно в группе реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности : утренняя гимнастика, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре, непосредственно образовательная деятельность.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован «уголок здоровья». В уголке имеются мячи, скакалки, кегли, обручи, игры для развития мелкой моторики рук и нетрадиционное физкультурное оборудование, сделанное руками воспитателя и родителей такое как: змейка набивная, мячи малые набивные, мешочки набивные с зерном в виде разных форм.
Особое внимание хотелось бы обратить на непосредственно образовательную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах великого педагога Я. А. Коменского, утверждавшего: «Что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком».
Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительную работу с детьми осуществляю не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. Провожу такие занятия и беседы как: «Осторожно, это чужой», «Безопасность в доме», «Где прячется здоровье?», «Советы доктора градусника» и др
Во время занятия использую разнообразные виды детской деятельности, которые интегрирую между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием. Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
При разных видах детской деятельности акцентирую внимание детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы рассматриваю вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
Работу по воспитанию у детей здорового образа жизни осуществляю в тесном контакте с семьей, со специалистами. Совместно с медицинским работником разработаны и внедряются оздоровительные мероприятия, направленные на профилактику простудных заболеваний и укрепление иммунитета. Проводятся ежедневные прогулки на свежем воздухе, в теплый период года организуется прием детей и утренняя гимнастика на улице.
В период обострения ОРВИ для профилактики вирусных инфекций дети получают: оксолиновую мазь, сироп шиповника. В течение осенне-зимнего периода проводится витаминно-профилактический комплекс: дети употребляют в пищу лук, чеснок, чай с лимоном, проводится С-витаминизация. Используется в пищу йодированная соль.
Взаимодействие с медицинским работником дает положительную динамику в состоянии здоровья детей. Результаты моей работы отмечены медицинской комиссией: 75% детей имеют первую группу здоровья, 25% - вторую.
Работу по охране и укреплению здоровья детей провожу на специально организованных занятиях по познавательному развитию. По данной теме составляю перспективный план занятий соответствующий возрасту детей. Эффективность моей физкультурно-оздоровительной работы во многом зависит от взаимодействия с родителями. Предварительно составляю план совместной работы на год, который включает в себя такие консультации как: «Закаливание в детском саду», «Как не заболеть, когда другие болеют», «Счастье родителей – здоровый ребенок», «За здоровьем на природу» и другие.
На основании диагностики я наблюдала за тем, что дети проявляют большой интерес к сюжетно-ролевым занятиям, состоящим из подвижных игр разной степени интенсивности, занятиям – соревнованиям. Добиваюсь, что даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя различных эстафетах, подвижных играх.
Подводя итоги моего небольшого опыта работы по физкультурно – оздоровительной работе хочу сказать нижеследующее.
Чтобы нормально расти, физически развиваться, ребенку нужна любовь, положительные эмоции, уверенность в своих силах. Дошкольник – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразней движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие ребенка.
Повышение активности ребенка, ее активизация в дошкольном возрасте в дальнейшем может служить действенным средством сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, творческого и потенциального развития.