Лучший педагог года

Физкультурные занятия в первой младшей группе: приемы и методы организации

Анастасия Погомий
Физкультурные занятия в первой младшей группе: приемы и методы организации

Вопросы здоровьесбережения являются наиболее актуальными в образовательных концепциях детских садов. Тем, более, когда речь идёт о самых маленьких воспитанниках - ребятах первой младшей группы (2-3 года, которые испытывают серьёзные эмоциональные перегрузки, связанные с адаптацией к новым условиям. Поэтому образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.

Публикация «Физкультурные занятия в первой младшей группе: приемы и методы организации» размещена в разделах

Значение проведения занятий по физкультуре в первой младшей группе

Значение организации занятий по физической культуре в первой младшей группе соответствует целям образовательной области «Физическое развитие», определённым Федеральными государственными образовательными стандартами, и состоит в:

• развитии показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения;

• пополнении багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки);

• тренировке правильной осанки и устойчивого положения тела;

• воспитании осознанной необходимости в физической активности.

Задачами организации непосредственной образовательной деятельности (ООД, призванными решать поставленные цели, является:

• обучение прыгать на одном месте, а также продвигаться вперёд с помощью прыжков, отталкиваясь двумя ногами;

• развитие способности бегать непрерывно в течение 30–40 секунд, а также быстро передвигаться к обозначенной цели;

• освоение навыка залезать на 2–3 перекладины шведской стенки;

• формирование умения обращаться с мячом (брать, держать, катать, бросать);

• тренировка ходьбы в разных направлениях с перешагиванием объектов высотой не больше 10 см;

• отработка броска мячика в горизонтальную плоскость на расстояние до 1 м двумя руками вместе и поочерёдно, левой, правой;

• приобщение к участию в элементарных подвижных играх за счёт повторения движений, показанных педагогом, а также имитации действий персонажей (к примеру, попрыгать как зайчики, поклевать зёрнышки, как цыплята и пр.);

• воспитание чувства коллектива в процессе участия в выполнении упражнений и заданий игрового характера.

Методика организации физкультурных занятий в первой младшей группе

Физкультура с детьми 2-3 лет проводится два раза в неделю. Занятия физкультурой являются одним из векторов реализации задач образовательного направления «Физическая культура», поэтому тематика занятия согласуется с темами других направлений, что отражается в перспективном планировании. Кроме того, составление плана позволяет рационально сгруппировать виды активности малышей и подобрать игровые упражнения для осуществления целей и задач занятия.

По мнению специалиста в области физического воспитания, детей дошкольного возраста Д. В. Хухлаевой, развитие движений детей раннего возраста 2-3 лет происходит в процессе правильной игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности и во время физкультурных занятий, главной задачей которых является развитие основных движений, таких как лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.

Методические приёмы для физкультурных занятий

В работе с малышами 2-3 лет педагогу потребуются все виды приёмов, позволяющие и реализовать цели, задачи занятий конкретного учебно-воспитательного направления, и быстрее адаптировать детей к новым условиям взаимодействия со сверстниками и взрослыми в целом.

1. Наглядные приёмы

Переход от манипулятивного к наглядно-образному типу мышления детей первой младшей группы определяет ценность наглядности на занятиях, которая воплощается:

• картинками с изображением детей или мультипликационных персонажей;

• сопровождением к речевым средствам (например, картинками с героями загадок или стихотворений, литературными персонажами по теме);

• игрушками-персонажами занятия;

• атрибутами для занятия (гимнастическими палками, мячами, массажными мячиками, кеглями, обручами и пр.);

• демонстрацией, то есть выполнением педагогом всех упражнений и игровых действий в качестве наглядного объяснения задания;

показом - презентацией хода выполнения задания героями видеоролика.

2. Речевые приёмы

Малыши 2-3 лет только начинают осваивать речь, поэтому в работе с ними слово играет важную роль.

Объяснение

Объяснения следует насыщать жестами и мимикой, обогащая, таким образом, копилку средств выразительности у детей.

Беседа

Как уже отмечалось выше, дети первой младшей группы только-только начинают говорить, поэтому диалог с ними, а беседа предполагает именно эту форму взаимодействия, получится с трудом. Вопросы нужно формулировать так, чтобы малыши могли ответить «да» или «нет», а также используя освоенные слова.

Рифмовки

В данном случае речь идёт о стихотворениях, так как разгадывание загадок требует определенных знаний, которым дети 2-3 лет ещё не все могут похвастаться. Рифмовки обычно используются для мотивации детей к началу выполнения упражнений вводного этапа, а также как иллюстрация к пальчиковым упражнениям. Речевые приёмы на занятиях по физкультуре не только разъясняют задания, но и мотивируют малышей на работу.

3. Практические приёмы

В контексте подготовки физкультурных занятий практические приёмы выступают в роли творческих заданий, призванных обобщить изученное, или выразить свои впечатления от освоения того или иного материала. К примеру, занятие на тему «В гости к мишке» можно подытожить рисунком угощения для мишки - малинкой. Те малыши, у которых ещё не получается рисовать без наглядной опоры, ягоду раскрашивают.

Вариантом поделки для итога занятия на любую тему может быть создание «Цветочной поляны» : дети приклеивают заранее вырезанные педагогом лепестки на заготовку с цветочной поляной

4. Игровые приёмы

Самая продуктивная группа приёмов, учитывая то, что работа с малышами первой младшей группы имеет игровую форму.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Применение игровых приемов на занятиях по физической культуре помогают детям лучше усвоить основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, бросание, лазание, развитию познавательной активности, формированию элементарных знаний о самом движении, умению выслушивать и понимать задание на физкультурных занятиях, индивидуальному общению с ребенком, развитию слуховой и зрительной ориентировки.

На физкультурных занятиях используется три вида игр:

1. дидактические, призванные познакомить или обобщить материал занятия;

2. подвижные, составляющие основу двигательного режима на физкультурном занятии;

3. театрализованные, представляющие материал занятия в образах (например, когда малыш выступает на занятии от лица персонажа, к примеру, заиньки, медведя, принцессы и др.).

Суть анализа физкультурного занятия

Любая образовательная деятельность в ДОУ тщательно анализируется, что позволяет не только сделать вывод об уровне подготовки воспитанников, сравнить достижения на разных этапах развития, но и получить представление о методической грамотности педагога в выборе способов взаимодействия с ребятами. В первой младшей группе, в отличие от других групп, мониторинг проводится один раз в год. При этом алгоритм анализа и самоанализа будет общим вне зависимости от возраста воспитанников.

Публикации по теме:

Физкультурные занятия во второй младшей группе Занятие 1Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры;.

Физкультурные занятия во второй младшей группе Занятие 1Задачи. Повторить ходьбу и бег вокруг предметов, прыжки через шнуры. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на повышенной.

Физкультурные занятия во второй младшей группе Занятие 1Задачи. Повторить ходьбу и бег врассыпную, развивая ориентировку в пространстве; повторить задание в равновесии и прыжках. 1-я.

Картотека «Физкультурные занятия во второй младшей группе» Занятие 1Задачи. Упражнять в ходьбе между предметами, беге врассыпную; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре;.

Физкультурные занятия во второй младшей группе на декабрь Занятие 1 Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную, развивая ориентировку в пространстве; в сохранении устойчивого равновесия.

Физкультурные занятия во второй младшей группе на январь Занятие 1 Задачи. Повторить ходьбу с выполнением задания; упражнять в сохранении равновесия на ограниченной площади опоры; прыжки на двух.

Физкультурные занятия во второй младшей группе на летний период на июнь Занятие 1 Задачи. Повторить ходьбу с выполнением задания, задание в прыжках; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на.

Физкультурные занятия во второй младшей группе на сентябрь Занятие 1 Задачи. Развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях; учить ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурные занятия в первой младшей группе: приемы и методы организации
Опубликовано: 7 сентября 2021 в 15:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД