Приложение МААМ

Фольклор в системе занятий с дошкольниками (из опыта работы)

Елена Перовская
Фольклор в системе занятий с дошкольниками (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Е. А. Перовская

г. Челябинск

Важной задачей современного дошкольного образования является создание такой системы, в которой ребенок может получить запас физических, нравственных и интеллектуальных сил, необходимых для того чтобы адаптироваться в любой ситуации. Эта задача, на наш взгляд, вполне решаема, если использовать на занятиях с детьми неисчерпаемые возможности русского фольклора.

Публикация «Фольклор в системе занятий с дошкольниками (из опыта работы)» размещена в разделах

Теоретические основы социальной адаптации разработаны в рамках социальной педагогики, истоки которой лежат в этнопедагогике. Исследователи народной педагогической культуры высоко оценивают роль фольклора как средства самовыражения ребенка, его умственного развития, инструмента регуляции поведения, формирования отношений между детьми и становления их самостоятельной деятельности.

Выделяются два основных критерия успешной социальной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования социальной среды) [3].

В своей профессиональной деятельности – в НДОУ «Детский сад № 157 ОАО РЖД» – мы стремимся создать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности. Для этого требуется, во-первых, развивать у ребенка ценностное осмысление себя как личности, отличающейся внешними признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать его поиск своего места в мире.

Мы руководствуемся положением о том, что «народные традиции связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношений людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость <…>, представления и взгляды» [6] (см. об этом: [4]).

В процессе работы с детьми мы активно используем разные виды народного творчества. Так, например, с младшими дошкольниками широко привлекается материнский фольклор : колыбельные, пестушки и потешки («Ванька-встанька-карапуз», «Уж я косу заплету», «Маша в гости приглашала» и др.).

Трудно переоценить роль сказки, которая предлагает ребенку модели одобряемого поведения, дает ему жизненно важную информацию. «Сказка – это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших эстетических выборов» [6, с. 25]. На занятиях с дошкольниками мы читаем народные сказки, рассматриваем иллюстрации к ним, смотрим мультфильмы, созданные по их мотивам, слушаем аудиозаписи. Такие сказки, как «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса-Прекрасная», «Царевна-лягушка», развивают у девочек представления о качествах женственности, способствуют правильному пониманию их будущей роли в семье. Положительные качества героев Ивана-царевича, Ивана-дурачка и других являются ориентиром для воспитания идеала мужественности у мальчиков.

Согласно исследованиям Ю. В. Шурдуковой, «врастание в мир взрослых происходило через игровую деятельность. Детские игры были своего рода подготовительной работой, требующей иногда немалых усилий, чтобы впоследствии путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с толком и пользой приложить эти приемы в практической жизни» [6, с. 62].

В программу наших занятий включены такие фольклорные игры, как «Бояре-княгини», «А мы просо сеяли», «Я на бочке сижу», «Царевна-королевна», «Заинька» и др. В ходе игр дети усваивают азы социального поведения. Совместные игры мальчиков и девочек приучают детей к общению со сверстниками, взаимным уступкам, взаимному сохранению интересов.

Широко используются пословицы и поговорки, в содержании которых есть названия предметов русского быта. Мы стремимся обратить внимание детей на происхождение пословиц и поговорок, выделить такие их особенности, как иносказательность, выразительность, совмещение общего и конкретного. Дети тонко чувствуют воспитательное и познавательное значение народных выражений.

Особое внимание в работе воспитателя уделяется народным загадкам. Совместно с детьми разбираются загадки о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий мир человека. Составить загадку – это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – заменить ее метафорические образы образами реальными. Здесь важно показать способы создания загадок, их виды и формы.

Для детей старшего возраста традиционным является знакомство с русской лирической песней. Воспитатель показывает, что в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась многообразная жизнь русского человека, его горести и радости. Отдельное внимание уделяется частушке как короткой рифмованной песенке, в большинстве случаев состоящей из четырех строк и исполняющейся в характерной манере, доступной детям. Однако основные сведения о частушке (так же как и задания, связанные с их собиранием и сочинением) даются в группах старшего дошкольного возраста.

Особое место в системе дошкольного образования занимает изучение календарного детского фольклора. Оно осуществляется через участие в календарных праздниках, которые всегда связаны с игрой. Народные игры почти исчезли сегодня из детства. Однако этот жанр является национальным богатством, поэтому мы стремимся сделать его достоянием наших детей.

Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Дошкольники младшей группы знакомятся с дудкой, гуслями, балалайкой. В старшей группе они узнают несколько видов русской гармоники: саратовская с колокольчиками, шуйская гармонь и др.

Полезно ребенку и знакомство с русским народным театром. В организации драматического действа используется костюмирование и декорации, изготовленные детьми и педагогами в ходе освоения народно-прикладного искусства.

Знакомить детей с фольклором и некоторыми видами народно-прикладного творчества – значит знакомить с важной частью духовной культуры, с объективными законами красоты. Наш опыт показал, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им освоить необычные для современного быта предметы в детском саду может быть воссоздана обстановка русской избы.

Народно-прикладному искусству в нашей работе отводится много внимания. Как «чудо-ремесло» подается дымковская глиняная игрушка. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Если в младшей группе знакомство ограничивается рассказом о промысле, то в старшей группе дошкольники подробно изучают дымковскую роспись, привлекаются к лепке игрушек. В подготовительной группе лепка и роспись дымковских игрушек носит уже целенаправленный характер.

Дети знакомятся также с изделиями мастеров Городца. Воспитатель знакомит их со сказочными узорами на кухонных досках и детской мебели, демонстрирует панно с изображением сказочных птиц. Отдельное внимание уделяется хохломской росписи, знакомству со старинными расписными предметами и их названиями. Дети рассматривают затейливые узоры на ковше, чаше, поставце, бочонке, бокалах, деревянных ложках, тарелках, вазах и кружках.

Важное место отводится рассказу о знаменитой русской матрешке – красоте, яркости, особенностях игрушки. Педагог постепенно подводит детей к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дошкольники знакомятся с изделиями народных мастеров, историей возникновения промысла, составляют небольшие рассказы с персонажем-матрешкой. Мы практикуем также проведение дидактических и хороводных игр с участием матрешки.

Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа своя вышивка, не похожая на другие. Она отличается узором и способами вышивания, сочетаниями цветов. Дети подробно знакомятся с «крестецкой строчкой» и владимирской гладью.

Много внимания в работе воспитателя детского сада уделяется народным праздникам. В сентябре мы празднуем с детьми «рябинник», в октябре проводим с дошкольниками старшей группы Покровскую ярмарку, в январе организуем колядки, весной празднуем масленицу, а затем отмечаем Пасху.

Традиционно мы стали отмечать и именины детей с приглашением родителей именинников. На стол ставится праздничный самовар и именинный пирог. Дети знают, как его резать, кому отдавать зачин. Обязательно участие сказочных героев. Здесь есть место и веселым подвижным играм, пляскам, хороводам. Дети понимают, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол и особый порядок размещения за ним.

Таким образом, фольклор занимает важное место в системе дошкольного образования.

В работе с младшей группой детского сада широко используются малые фольклорные формы : потешки, загадки, считалки, а также народные игры. С их помощью воспитатель не только может улучшить настроение детей, успокоить плачущего, но и воспитать вкус к слову, к народной культуре («Сорока-белобока», «Каравай» и др.).

В средней группе дети готовятся к осознанному восприятию русских сказок. В этот период у них формируется представление о народной прозе. Сказки не только читаются, рассказываются, но и драматизируются (разыгрываются по ролям).

В старшей группе у дошкольников активно формируются представления о народных промыслах и ремеслах. Воспитатель знакомит ребят с произведениями народных умельцев. Во время прогулки обращается к сказкам, песням, загадкам, воспроизводит пословицы и поговорки.

На этапе подготовки к школе в арсенал педагога традиционно входит широкий круг пословиц и поговорок, связанных с наблюдениями над изменениями в природе в связи с временами года, активно вводятся в диалог с детьми разнообразные народные приметы. В этот период воспитатель может организовать детские оркестры с использованием самодельных шумелок, трещоток, коробочек, а также ложек, гудков, свистулек для исполнения народных песен.

Все описанное постепенно и целенаправленно формирует пространство фольклорного мира ребенка, способствует становлению у него национального сознания и готовит к личностному самоопределению.

Список литературы

1. Детские подвижные игры народов СССР / под ред. Т. И. Осокиной. М., 1989.

2. Знакомство с народным творчеством в рамках программы Р. И. Жуковской, Н. В. Виноградовой, С. А. Козлова «Родной край». М., 1990.

3. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад… // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4.

4. Лазарев А. И. Народоведение: учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – Челябинск, 1997.

5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников / под ред. А. В. Орловой. – Владимир, 1995.

6. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций: учеб. пособие. – М., 2008.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Проект «Маленький селянин» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор в системе занятий с дошкольниками (из опыта работы)
Опубликовано: 26 октября 2014 в 12:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор в системе занятий с дошкольниками (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Перовская (УИ 260736) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД