МААМ-картинки

Консультация «Фольклор в жизни малышей»

Татьяна Коновалова
Консультация «Фольклор в жизни малышей»

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.

Чтобы помочь дошкольникам осваивать богатство родного языка, а также для успешного развития их эмоционально-мыслительной сферы, ценное место должно быть отведено самостоятельной художественно-речевой деятельности, которой в настоящее время уделяется не достаточно внимания педагогами дошкольных учреждений.

Публикация «Консультация „Фольклор в жизни малышей“» размещена в разделах

Несомненен, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии четкой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий. Я считаю что сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах, формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

Поэтому, я ставлю перед собой цель формирование творческой личности дошкольника, через устное народное творчество.

Я, воспитатель 1 категории детского сада комбинированного вида№3 города Кропоткина. Имею среднее специальное образование, по специальности воспитатель в дошкольных учреждениях. В должности воспитателя работаю 11 лет. На формирование этого опыта оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

- изучение опыта коллег;

- Курсовая переподготовка, курсы повышения квалификации.

Тема фольклора мне очень близка с детства. Прежде чем знакомить детей с русским фольклором самой пришлось многое вспомнить, узнать новое,прочесть, изучить, постичь сердцем. я познакомилась с трудами собирателей произведений русского народного фольклора : Нечаева,Д. Н. Садовникова,В. И. Даля,М. А. Рыбниковой и др. Посещала семинары и открытые занятия по этой теме. Много разговаривала со своей бабушкой о фольклорном наследии наших предков, общалась со старшим поколением ближайших хуторов, деревень, поселков, записывала народные песни, заклички,прибаутки.

Таким образом, на первом этапе мною был накоплен, необходимый для дальнейшей деятельности методический материал. И самое главное, что меня толкнуло на это – богатейший клад наших предков, оставленный в дар нам.

А задача воспитателя воздействовоть именно на душу, учить самовыражаться, фантазировать, творить красоту через русское слово.

Считаю, что нужно начинать свою работу по знакомству с фольклором с младшего дошкольного возраста. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью я научилась легко устанавливать с ребенком эмоциональный контакт.

Песни, сказки, потешки – незаменимое средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни приывания в детском саду малыша. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии.

Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем отвлечся и успокоиться.

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, прибауток, частушек, попевок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с четким ритмом, пробуждали к действию, движениям.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще не велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты я заучиваю наизусть и конечно, ищу соответствующие интонации: колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, веселую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой.

Так приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки»звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки!

Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая веселое настроение.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели,раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю Маше, Варе:

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад.

(нежно прижимали к себе, целовали).

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку которую я держу в руках, с восторгом встречают игру «коза-рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Опыт работы подсказал мне, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаю. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

Однако в перспективе мне предстоит еще работа с младшими дошкольниками по формированию их речи, навыков культурного поведения и умения правильно оценивать происходящее. В этом мне помогают более сложные формы народного словесного творчества. Так более старших детей я знакомлю со считалочками, пословицами, поговорками, загадками, небылицами, в которых кроется богатство словесного ритмического творчества и всяких выдумок. Популярны также и песни дразнилки, песни насмешки – особый, очень забавный и интересный вид детского творчества. Знакомлю детей с русскими традициями, обрядами, народными праздниками. В подготовительной группе знакомлю с былинами. Для этой работы у меня собран богатейший материал.

Сказки.

Загадки.

Русские народные праздники.

Театрализованная деятельность.

Полихудожественное воспитание.

Процесс приобщения детей к традиционной культуре осуществляется посредством проведения специально разработанных комплексных музыкально-фольклорных занятий, праздников, развлечений.

Занятия по фольклору помогают мне проводить музыкальный руководитель Кашицина Ирина Александровна педагог первой квалификационной категории, которая имеет музыкальное образование, стаж педагогической работы. помогает исправить, наш всеми уважаемый методист высшей квалификационной категории, имеющий большой стаж работы, бесценный опыт, Русина Светлана Викторовна. В этих народных праздниках никак не обходится без коллег

Итог работы – проведение народных праздников. Вот некоторые названия развлечений, праздников, досугов, которые проводились и проводятся у на в саду: Покрова», «Осенины», «Колядки», «Радуйтесь люди – новый год к вам будет», «Масленица», Благовещение – птиц на волю отпущение», «ВЕСНЯНКА», «ПРАЗДНИК БЕРЕЗКИ». С ребятами подготовительной группы на занятиях по ручному труду обучаю рукоделию вышиваем, скатерки, салфетки, рушники. Так хочется, чтобы все дети были добрыми, внимательными, заботливыми, щедрыми.

Принцип активности и посильной самостоятельности.

Его суть – активное соучастие и сотворчество и педагога и ребенка. 1) я должна преложить усилие чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, активно на него реагировать. 2) расширяя понимаемую речь ребенка, формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаю все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения – что-то подтвердить или возразить. 3) вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением. 4)необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Предлагаю детям включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведерочек (у каждого ребенка должно быть маленькое ведерко; покозать как цыплята ходят и клюют зернышки).

Принцип наглядности.

Используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Один из главных – прием инсценирования произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы, игрушки). С его помощью можно добиться предельного понимания содержания.

Прием усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или ее место положения,исчезновением или внезапным появлением в несколько измененном виде.

Принцип поэтапности

Таким образом, принципы поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий позволяют осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия,и индивидуального реагирования.

Принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей. (принцип вариативности-повторение занятий в несколько измененном виде) прочтение целого текста складывается как бы само собой после проработке каждой строчки потешки и это вполне понятно: малыши эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный сюжет.

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «День родного языка»Фотоотчет о празднике «День родного языка» Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Русский язык - -это наша гордость, наше богатство. Произведения, написанные.

Влияние народного искусства на развитие личности детей Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей- это национальная трагедия и угроза самому существованию нации. М. П. Мусоргский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Фольклор в жизни малышей»
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 20:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД