Лучший педагог года

Фольклорно-спортивный праздник «Коляда»

гантимурова оксана
Фольклорно-спортивный праздник «Коляда»

Фольклорно-спортивный праздник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 рабочего посёлка (посёлка городского типа)

Ерофей Павлович

Конспект

Фольклорно-спортивного праздника

Тема: "Пришла Коляда- отворяй ворота".

для детей подготовительной группы инструктор: Гантимурова О. В

П. Г. Т. Ерофей Павлович

Публикация «Фольклорно-спортивный праздник „Коляда“» размещена в разделах

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр,активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

Задачи:

- Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.

- Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.

- Побуждать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, создавая условия для её проведения.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

- Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Предварительная работа: Беседы: «Рождество христово»,«Святки»,«Коляда».Разучивание колядок,стихов,разучивание русских народных игр.

Интеграция с другими образовательными областями: Коммуникация, социализация, музыка, здорвье, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: 2 мешка для прыжков; два валенка; подбор музыки для проведения эстафет; таз с водой, пластмасовая бутылка; бусы, колокольчик, монета, вата, ниточка, щепочка, конфетка, зеркало, чудесный мешочек; скамейки ; на сцене – декорации, воссоздающие картину крестьянского быта.

Непосредственная образовательная деятельность.

На сцене – декорации, воссоздающие картину крестьянского быта. Воспитатель (бабушка) и три девочки (внучки, остальные дети (друзья) зрители.

1 вводная часть:

На лавочках сидят девочки, занимаются рукоделием и ведут тихую беседу. Бабушка возле печи готовит ужин и напивает песню: "светит месяц, светит ясный, светит полная луна. " (обращает внимание, что девочки скучают).

Бабушка: А что это вы, девицы притихли да приуныли? Работа не спорится, а ли мысли грустные одолели? Давайте-ка, я вам что-нибудь расскажу про годы свои молодые, про житье-бытье старинное.

Девочки обрадовано предлагают:

1. Ой, как хорошо-то, бабушка!

2. Расскажи, бабушка, сказку!

3. Или скоморошину, небылицу!

4. Нет, лучше быль про то, как люди в старину веселились, праздники праздновали, игры играли.

Бабушка: Ну что ж, можно и небылицу, можно и бывальщину. садитесь поближе да слушайте внимательно.

Рассказ бабушки Дуни.

В старину много обычаев да праздников было. Иных уж и не упомню уже, а вот расскажу я вам, мои хорошие, про новогодние Святки.

Этот праздник самый длинный,

Он веселый и старинный.

Все в тот праздник пили, ели,

Веселились две недели.

Святки соединялись с чествованием Коляды – бога зимы, он открывал путь к новому лету. Считалось, что он несет людям дары и счастье. Его необходимо было встретить, прислужить и проводить. Один из веселых святочных обрядов – колядование. В назначенное время собирались подростки и молодежь, выбирали мешконошу (человека, который будет носить мешок, наряжались и шли на край деревни. А еще брали с собой козу, а бывало, что и медведя! Останавливались у окна самого крайнего дома и громко спрашивали, дома ли хозяева, можно ли поколядовать? Обычно колядовщиков встречали радостно, как вестников счастья, удачи и богатства. Пели песни, играли в игры, просили подарки. Хозяев величали, поздравляли с Рождеством Христовым, Новым годом. Хозяина сравнивали с месяцем, хозяйку – с красным солнышком, малых деток – со звездочками. Благодарные хозяева всегда давали угощение, а порой и деньги. Как правило угощение состояло из пирогов, печенья, конфет. Уходя, в благодарность за угощение дети пели добрые пожелания домочадцам, желали доброго урожая, благополучия хозяевам, здоровья. Затем шли к другому дому и так всю деревню обходили. Но были и сердитые и жадные хозяева, которые прогоняли детей. Таким хозяевам желали «вшей да мышей, тараканов из ушей». Обойдя все избы собирались в одном доме, где проводились рождественские игрища, делили подарки, все веселились и шутили. Внученьки, зазывайте своих друзей, будем наряжаться. А потом отправимся мы к тётушки Забавушки колядовать. Пришла Коляда - отворяй ворота.

Девочки вмести: Наши милые друзья.

Вы спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2 основная часть:

Дети идут друг за другом под песню : " Ой,Коляда. "

Бабушка: (встречает гостей) Здравствуйте ребята, давайте нарижаться в гости к тётушки Забавушке собираться. ( дети наряжаются под песню: "Ой калёда под лесом лесом ").

Бабушка: Вижу все собрались колядовать. (ответ детей). Чтобы дорога не была длинной мы будем идти и песню петь:

Ой, коляда,коляда Посконная борода.

Баусень, таусень.

Открывай ворота,

Выноси-ка пирога.

Баусень, таусень.

Кто подаст лепешки,

Золоты окошки.

Баусень, таусень.

Уж ты, тётушка, подай,

Ты, Забавушка, подай.

Баусень, таусень.

Подавай, не ломай,

Неси целый каравай.

Баусень, таусень.

(К детям выходит тётушка Забава).

Т. Забава (инструктор) : Здравствуйте! Дорогим гостям! Милым детушкам. Наделил бы вас Господь и живьем, и бытьем, и здоровьицем.

1. реб. : -Коляда идет к вам в дом,

И мешки несет с добром,

Кто подаст нам больше всех,

Ждет того большой успех!

2 реб. : -Коляда-маляда, уроди пирога.

Уроди пшеничку на всякую птичку.

Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.

По копеечке давайте,

Малым детям раздавайте.

3 реб. : -А дай бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста,

Ему с колоса – осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

-Житья вам сто лет!

Все вмести: Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем. Счастья будет вам горой, урожая воз большой.

4реб. : Чем вы нас, хозяюшки, одарите? Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока иль кусок пирога?

Копеечки на конфеточки

Или гривеннички на прянички?

5 реб. : Тетенька добренька,

Подай что-нибудь сдобненькое:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

6 реб. : Подай, тетушка, подай, матушка,

Лепешечки с дырочкой,

Пирожка с начиночкой.

Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

Т. Забавушка: Вот спасибо вам ребята. В дом скорее заходите. Вот для вас угошения (высыпаю в мешок конфеты)сладостей. Хотите поиграть свою удаль показать. Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки. Проскакать сумеет ловко? Игра "Прыжки в мешках"

Следующая игра покажет кто быстрей из вас сильные молодцы или девицы красные. Игра "Ох валенки, валенки. "

Есть ещё одна игра: "Золотые ворота"

Дети делают несколько «ворот» (поднятые руки, изображая ворота по кругу, через некоторое расстояние. Все остальные бегают через «ворота» и проговаривают:

Все: Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

Ну, а в третий раз не пропустим вас! Стоящие опускают руки. Тот, кто попался в ворота танцуют под рус. нар. мелодии.

Бабушка: А не порадовать ли нам тётушку веселым представлением?

(Разыгрывается сценка. в масках козы и медведя.)

Коза. А ну, Топтыгин, шаркни ножкой, Повесели гостей немножко.

Медведь. Давай, Коза, покажем, Как мы лихо пляшем! (топает ногами)

Коза. Выходи плясать, Медведь, я частушку буду петь. Мы частушки пропоем, а потом плясать пойдем.

Медведь. Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза. Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.

Коза. А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь, Ты тугой на ухо – ни голоса, ни слуха.

Медведь. Ах, Коза ты, Козочка, серенькая розочка. Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.

Коза. Ах, мой Миша дорогой, не ругались мы с тобой. Мы с тобой шутили, народ повеселили.

Бабушка: Козочка-коза, острые рога покажи-ка, как девицы на праздник собираются. А ты, Миша – как парни чубами похваляются (пантомима).

Т. Забавушка: Вот спасибо дорогие, чем же вас ещё позабавить?

8 реб. : Есть обычай на Руси

Хочешь бабушку спроси

В полночь выходил народ

Да из собственных ворот

В руках валенки держали

Через плечо его бросали

Куда носом упадет

Там и миленький живет

Если полон будет снегом

Знать жених будет с телегой

И богатство жениха

Хватит им на все века.

Т. Забавушка: Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать (Достаёт горшочек, бьёт в бубен, звучит цыганская музыка, заходят три цыганки выполняют несколько танцивальных движений.)

1 цыганка: Мы, колядовщики,

Пришли гадать, прославлять,

Хозяев величать!

Хозяюшке — житья сто лет!

А детушкам - здоровье!

2 цыганка: И наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством.

3 цыганка: Все за руки беритесь, в круг скорее становитесь. (дети всают водят хоровод.) Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется!

Желающие подходят, достают предмет из горшочка. Цыганки комментируют.

-Вата - тебе, мягкая жизнь достанется.

-Монетка- к достатку, жить будешь богато.

-Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости.

-Кусочек спички– щепка деревянная к крепкому здоровью.

-Ниточка – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

-Зеркальце – собою любоваться. Делом не заниматься.

-Бусы – подарок будет.

-Колокольчик – счастье, удача ждёт.

Т. Забавушка: А знаете, есть такая народная примета- кто на Рождество чихнёт, тот здоровым весь год проживёт! Кто болеть не хочет- чихнём-ка разок все вместе? Три-четыре- «Апчхи!»

Все чихают

Дети хором: Дай Вам Бог здоровья!

Т. Заб. (вносит тазик с водой)Снегу маленько я растопила. Кто

Рождественским снегом окропится, тот от недугов исцелится!

(бежит по залу, брызгая на детей)

3. Заключительная часть.

Бабушка: А ещё есть такая примета- если звёздочку с неба поймаешь, и желание загадаешь, то оно непременно исполнится!

(Лопают воздушный шар и оттуда вылетают блестящие конфетти-звёздочки).

Бабушка: Возьмите по одной звёздочке. Загадывайте все желания!

(исполняют заключительный хоровод, хвалят хозяюшку и прощаются). Сеем-веем-посеваем, с Новым годом поздравляем!

Счастья будет вам горой! Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеничка и горох, и чечевичка.

На столе всегда пирог, легких вам всегда дорог!

А хозяйке дорогой - наш поклон земной!

Спасибо этому дому, пойдем к другому! (Дети под музыку уходят из зала).

Публикации по теме:

Сценарий развлечения для старших и подготовительных групп «Колядование» Цель: Продолжать знакомить детей с русским фольклором, Формировать положительный эмоциональный опыт каждого ребёнка путём сопереживания.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорно-спортивный праздник «Коляда»
Опубликовано: 11 января 2015 в 12:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД