Папки-передвижки

Фольклорные праздники как способ приобщения детей к русской культуре

Ирина Герасимова
Фольклорные праздники как способ приобщения детей к русской культуре

Проект

Фольклорные праздники как способ приобщения детей к русской культуре.

«От рождества до крещения»

Подготовительная к школе группа

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

• Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;

• Познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Колядки»;

Публикация «Фольклорные праздники как способ приобщения детей к русской культуре» размещена в разделах

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Тип проекта:

• по числу детей – групповой, воспитанники подготовительной группы;

• по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;

• по продолжительности – средней продолжительности.

Интеграция с образовательными областями:

• Коммуникативно – личностное развитие;

• Познавательное развитие;

• Художественно – эстетическое развитие;

• Речевое развитие;

• Физическое развитие.

Актуальность

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее празднуется от Рождения до Крещения. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов, колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т. к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.

Познакомить детей с традициями проведения этого праздника, непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея в проведении праздничной недели «От Рождества до Крещения» силами педагогов, родителей и воспитанников.

Проблема проекта

К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Участники проекта

• Музыкальный руководитель;

• Воспитатели подготовительной группы;

• Родители;

• Дети подготовительной групп 6-7 лет.

Сроки реализации проекта – 1 месяц - январь

Ожидаемые результаты проекта:

Приобщение детей и родителей к традиции русских народных гуляний – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.

Планирование работы над проектом:

1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.

2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.

4-й этап: рефлексийный (формулировка выводов, составление рекомендаций, постановка задач на будущее).

Материалы к проекту:

1. План проведения проекта «Колядки».

2. Приложение:

• Организованная образовательная деятельность по теме «Святки» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).

• Наглядный материал.

• Технология изготовления рождественского печенья «Козули».

• Консультация для родителей «Колядование на Руси».

• Консультация для родителей «Гадание на Святки».

• Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».

• Консультация для воспитателей «Подвижные народные игры и забавы на улице».

Сценарий театрализованного представления «Колядки».

Рисунки конкурса: «Весёлая Коляда».

• Фотографии.

Оборудование:

Костюмы для взрослых: русские сарафаны, кокошники.

Костюмы для детей : наряд в уголке ряженья.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки.

Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских наигрышей.

Технические средства обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, фотоаппарат, мультимедийная установка.

Музыкальный репертуар:

Колядки: «Авсень», «Тётенька добренька», «Сею-вею», «Прощальная», русские народные наигрыши.

Музыкальные и подвижные игры: «Прятки», «Гори ясно», «Катание с горки», «Жмурки», «Ловишки с ложкой», «Каравай», «Карусель», «Бабка-Ёжка», «Коза» и т. п.

План проведения праздничного гуляния «от Рождения до Святок»

п/п

Совместная деятельность

Цель

Ответственные

1 2 3 4

1 день - Организованная образовательная деятельность на тему: «Святки»;

- Консультация для воспитателей «Поиграем, позабавимся!»;

- Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь», «Карусель» и т. п. ;

- Консультация для родителей «Колядование на Руси»;

- Привлечение родителей к изготовлению костюмов. Повышать познавательный интерес среди детей к родной истории

Приобщать родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки Воспитатели, музыкальный руководитель

2 день - Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр;

- Подвижные игры на прогулке «Горелки», «Горшки», «Каравай» и т. п.

Вторая половина дня:

- Театрализованное представление. Теневой театр «Рождество Христово» - постановка учеников 4 класса Важинского образовательного центра Учить эмоционально и выразительно исполнять колядки, развивать ритмический слух и двигательную активность Музыкальный руководитель, воспитатели

3 день - Музыкальная деятельность

«Народные хороводные игры,

- Народные подвижные игры на прогулке: «Бабка Ёжка», «Карусель», «Жмурки» и т. п.

Вторая половина дня:

- Мастер-класс для родителей по изготовлению шумовых музыкальных инструментов;

- Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы».

Расширять кругозора детей.

Развивать творчество и воображение в совместной деятельности детей и родителей.

Воспитатели, музыкальный руководитель

4 день - Закрепление музыкального репертуара; отбор фольклорной группы «Колядовщиков»;

- Подвижные игры на прогулке «Прятки», «Катание с ледяной горки» и т. п.

Побуждать детей принимать участие в празднике, проявлять инициативу. Музыкальный руководитель, воспитатели

5 день - Театрализованное представление «Колядки»;

- Выставка детского рисунка;

- Выставка коллективных работ «Рождественский пряник»;

- Подвижные игры на прогулке «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т. п. ;

- Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».

Вторая половина дня:

- Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках»;

- Подвижные игры по желанию детей;

- Самостоятельная игровая деятельность.

Стимулировать творческую активность;

Закреплять пройденный материал;

Воспитывать уважение к народным традициям.

Музыкальный руководитель, воспитатели

Используемая литература:

1. Журнал Музыкальный руководитель № 8-2008.

2. Журнал Музыкальная палитра № 6-2008 г., № 7-2009 г., №7-2010.

3. Журнал Дошкольное воспитание № 10-1993 г., № 12-1993.

4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. ООО «Гном-Пресс» 2000.

6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2002.

8. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012.

Интернет – источники

Режим доступа: https://www.trozo.ru/archives/1396

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Публикации по теме:

Физкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУФизкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ Консультация для педагогов Спортивные праздники, досуги, развлечения - формы активного отдыха детей. А праздник - это всегда радость,.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Фестиваль сказок и ремёсел «Толстопятый» в Пензе  как средство приобщения детей и взрослых к народной культуре нашей страныФестиваль сказок и ремёсел «Толстопятый» в Пензе  как средство приобщения детей и взрослых к народной культуре нашей страны Попова Валентина Фестиваль сказок и ремёсел «Толстопятый» в Пензе, как средство приобщения детей и взрослых к народной культуре нашей.

Фотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуреФотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуре В настоящее время всё больше внимания уделяется воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории и традициям русского народа.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Сценарий праздника по приобщению детей к русской народной культуре «Краса ненаглядная» для детей 5–6 летСценарий праздника по приобщению детей к русской народной культуре «Краса ненаглядная» для детей 5–6 лет Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорные праздники как способ приобщения детей к русской культуре
Опубликовано: 2 октября 2023 в 17:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД