Галина Григоренко
Фольклорный досуг «Русские народные забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорный досуг для детей средней группы: «Русские народные забавы».
Цель: Продолжать знакомить с традициями русских народных праздников. Закреплять знания детей по художественной литературе. Развивать музыкальные способности. Воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.
Публикация «Фольклорный досуг „Русские народные забавы“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Предварительная работа: изготовление костюмов и декораций с привлечением родителей; разучивание русских народных песен, игр, танцев; знакомство с народными праздниками : Семенов день, Покров, Кузьминки.
Словарь: горница – светелка, сноп.
Материал и оборудование: для всех детей русские народные костюмы : сарафаны и косоворотки; музыкальные народные шумовые инструменты; наряд для хозяйки; группа оформлена в русском народном стиле; полотенце, хлеб, соль.
Ход досуга:
(На центральной стене – изображение храма). (СЛАИД).
(Дети под веселую народную музыку входят в зал.)
(Хлебом – солью их встречает хозяйка.)
Хозяйка: - Хлеб да соль вам, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь по удобнее!
(Ставлю хлеб – соль на почетное место на столе.)
Хозяйка: - Вот так хлебом и солью на расшитом узорами полотенце, встречали гостей на Руси. Эта традиция и сегодня сохранилась на Русской земле.
_ А почему для такого обычая были выбраны хлеб, соль и расшитое полотенце расскажут сейчас дети:
1ребенок: - Хлеб – это символ богатства.
2ребенок: - Соль – это символ защиты от нечистой силы.
3ребенок: - Полотенце – это символ благополучной дороги.
4ребенок: - Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб хозяин в доме, всему он голова.
5ребенок: - Крепкою державою его звали в старь,
Хлебушек по праву в государстве царь!
Хозяйка: - Правильно, ребятушки! Уважали хлебушек на Руси. Когда собирали урожай, то первый сноп украшали лентами и в доме ставили в красный угол и хранили до нового урожая.
(Показываю рукой на сноп на столе.)
- Когда заканчивались осенние месяцы и наступали студеные зимние деньки, ребята и девчата собирались в горнице – светелке повеселиться да потешиться. (СЛАИД).
- Дети, кто хочет рассказать об этом?
1ребенок: - Кто унывает да плачет, от того бежит удача!
2ребенок: - А кто весел и смеётся, тому все удаётся!
3ребенок: - Будем шутки – шутить, всех людей веселить!
(Дети по очереди разыгрывают по ролям потешки).
Хозяйка: - Выходите Катя и Никита потешками нас удивите!
Катя: - Никита, о чём плачешь?
Никита: - Об ворота головой ударился.
Катя: - Когда это случилось?
Никита: - Вчера.
Катя: - А что ты сегодня плачешь?
Никита: - А вчера дома никого не было.
Хозяйка: - А теперь Даша и Егор выходите своей потешкой нас повеселите.
Даша: - Егор, где ты был?
Егор: - В горнице.
Даша: - А что делал?
Егор: - Петру помогал.
Даша: - А Петр, что делал?
Егор: - Да на печи лежал!
Хозяйка: - Ребята, а среди нас есть музыканты?
Дети: - Есть!
Хозяйка: - Выходите, народ подивите!
(Оркестр шумовых инструментов исполняет русскую народную песню)
Хозяйка: - А сейчас я хочу спросить у гостей. Помните ли вы в какие народные игры играли в детстве? (Лапта, салки, гори – гори ясно)
- Думаю пришло время и нам поиграть! Ребятушки, становитесь в хоровод «Заря – зарница».
Заря – зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла.
(Заря ходит с голубой лентой, с последними словами держит руку с лентой между двумя игроками, те бегут в разные стороны по кругу. Кто первый взял ленту, тот и «Заря»).
Хозяйка: - Ох, детушки – ребятушки, как славно вы играли! Русский народ всегда любил веселье. На посиделках часто девушки слагали частушки. Давайте послушаем частушки в исполнении наших ребят.
1ребенок: - Если б не было воды
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
2ребенок: - Начинаем петь частушки
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
3ребенок: - Мой дружочек, ой хороший,
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дома,
Я чихнула! Он упал!
4ребенок: - Я плясала у реки,
Потеряла башмаки,
Оглянулась я назад –
Башмаки мои лежат.
5ребенок: - Хорошо частушки пели,
Хорошо и охали,
Мы бы очень все хотели,
Чтобы нам похлопали.
Хозяйка: - День разгорается! Игры продолжаются! Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Рыбаки и рыбки».
(Дети идут хороводом и поют)
В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья – не летают,
Ног нет, а гуляют.
Гнезда не заводят,
А детей выводят.
Хозяйка: - Заиграй, моя гармошка,
Громче музыка звучи!
Посмотрите, полюбуйтесь,
Как танцуют на Руси!
(Дети исполняют русский народный танец)
Хозяйка: - Вот и пришло время нам расставаться. Только одними играми да танцами сыт не будешь. Вот я и приготовила для вас ребятушки пирог знатный. Приглашаю вас в группу на чаепитие.