Галина Клюкина
Фольклорный праздник «Осенины» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорный праздник для детей подготовительной группы
Дети входят с ведущей в зал, в руках у неё клубочек ниток.
Ведущая:
Вот и опять у нас с вами в гостях бабушкин клубочек. Любит он нас с вами по старинным дорожкам водить. По какой тропинке он нас поведёт сегодня, что интересного покажет? Слова-то волшебные вы не забыли?
Дети:
Ты катись, катись, клубочек, вейся ниточка.
Вейся ниточка, да не путайся.
Ниточка, вперёд беги, за собою нас веди.
Дети проходят в зал.
(Слайд №1).
Ведущая:
Куда это мы попали? Никак на деревенскую улицу?
(Слайд № 2)
Публикация «Фольклорный праздник „Осенины“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2014
Ребё нок:
Ах, улица, улица широкая! Как на улице, возле околицы, не тяжёл жемчуг рассыпается, чистым золотом разгорается - то хоровод велик собирается.
Ребё нок:
А на улице нашей сто братьев стоят
Все в один ряд, вместе связаны.
Ребё нок:
А река вокруг изб искрится, блестит, словно между гор бежит конь вороной.
Ребё нок:
А изба – то на улице – словно бычище, прокованы бочища!
Ведущая:
А улица – то у нас живая! (слышен шум деревенской улицы)
(Слайд № 3).
На заборе сидит царь в короне да со шпорами. Не сторож, а всех будит.
(кричит петух)
Ведущая:
Дети, а вы обратили внимание, что улица-то наша - осенняя?
Исполняется «Осень наступила» (С. Насауленко).
Ребё нок:
Золотая волшебница осень,
Подожди, подожди уходить.
Ну, пожалуйста, мы тебя просим
Хоть немножечко с нами побыть.
Очень нравиться нам любоваться,
Как листочки под солнцем горят.
Мы с тобой не хотим расставаться
По душе нам твой пёстрый наряд.
(Слайд № 4)
Исполняется песня «Осенняя песня» (В. Алексеев).
Затем дети садятся на стульчики.
Ведущая:
Много мудрых слов об осени сказано. Ну, а вы что о ней знаете?
Дети:
- Осенью и у кошки пиры.
- Осень идёт - за собой дожди ведёт.
- Холоден сентябрь, да сыт.
- Осенью без дела сидеть – зимой хлеба не иметь.
Ведущая:
Люди лето провожали, а осенью каждый день как праздник встречали.
Исполняется «Танец с платками».
Ведущая:
Осенью день становится короче, птицы в тёплые края улетают,
Деревья багряный наряд одевают.
Исполняется упражнение с листочками под музыку «Вот и снова осень» (Ю. Верижников).
Ведущая:
В старину говорили: «Осенью серенькое утро – жди красного Денька.
Ребё нок:
Да, батюшка сентябрь не любит баловать.
Ведущая: (подходит к календарю)
С добром ли ты к нам, новый день, пришёл, с радостью? А ведь осенью каждый день к людям с чем – то новым приходил, новую работу приносил. Какой урожай собирали – так этот день и называли. Давайте вспомним, как этот день в народе называли? (показывает изображение луковицы на листке календаря)
(Слайд № 5).
Дети:
Луков день.
Ведущая:
А почему его так называли (лук собирали). Что с ним потом
Делали? Лучок – лук от семи недуг. А что вы о нём знаете?
Дети:
- Лук да баня – всё правят.
- Много одёжек на луковицах – быть зиме холодной.
- Лук – добро и в бою и во щах.
Ребё нок:
Раньше во время болезней лук на верёвочку нанизывали,
Да развешивали его в комнате,
Да привязывали на шею домашним животным,
чтоб не болели ни большие, ни маленькие.
Ведущая:
А в луков день повсеместно начинался торг репчатым луком.
И каждый свой лучок нахваливал.
Давайте я вам свой лук продам.
Но при условии, кто про него лучше скажет, тому он и достанется.
Дети:
- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, то слёзы проливает.
- Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а…
Дети (хором) : … лук!
- Сидит Марфутка в четырёх шубах, кто её поцелует – тот и сморщится.
Ведущая:
Но давайте посмотрим следующий день календаря.
(там нарисованы колосья пшеницы
Что две недели зеленится, две недели колоситься,
Две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает?
Дети:
Рожь.
(Слайд № 6).
Ведущая:
Вы знаете, как нелегко убирать хлеб с полей. А раньше и техники никакой не было, были у людей только руки – с той поры и стали говорить о них «золотые», потому что они всё умели, весь мир хлебом накормить могли.
(Слайд № 7).
Ребё нок:
Ох, хороша была нива, сто снопов уродила.
Сто снопов и снопочек – мне на веночек.
Хороша была нива, сто снопов уродила.
Жали её жнецы – вот эти молодцы,
Парни усатые, девчата косматые.
Жнецы всю рожь, пшеницу сжали,
По колосочку собрали, в снопы связали,
В скирды уложили. Славно хлебушку послужили.
Исполняется упражнение с колосьями.
Ребё нок:
- Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
- Много хлеба в году уродилось – зима строгая будет.
Дети садятся на стульчики.
Ведущая:
Давайте присядем, и я вам расскажу сказку. Мне моя бабушка рассказывала, а ей - её бабушка. Будто жил прежде такой человек – и не человек вроде. Лешим его называли. Смотришь на него – как будто знакомый. Но если приглянешься, то заметишь: глаза – то словно угли горят. И обувь перепутана: правый лапоть на левую ногу надет, а левый на - правую. Одежда наизнанку вывернута и почти всегда – красный кушак повязан.
(Слайд № 8).
Ребё нок:
А в наших краях, бабушка рассказывала, Леший жил пучеглазый, волосы на голове длинные, брови густые, борода зелёная, и только одно ухо – левое.
Ребё нок:
От проказ Лешего легко избавиться: нужно сесть на правую ногу, взяться за оба уха, помотать головой, три раза плюнуть, чтоб никто не видел. (Дети делают)
Ведущая:
Леший не только пугает, но нередко и помогает человеку.
Однажды заблудилась в лесу девочка – так Леший вывел её
Из леса прямо к дому, а в корзинку ещё и ягод лесных наложил.
Но это всё давно было…В наши времена уж не знаю, есть ли он.
Входит Леший.
Ведущая:
Ну, Леший, ты тут как тут. Наверно, подслушал, что мы о тебе говорили. Вот и явился. Леший, а ты у нас добрый или злой?
Леший:
Правда, правда, я за вами давно в щёлочку наблюдаю, да подслушиваю. Велиться вы умеете: хорошие, знать, люди. Я вот вам наказ хочу дать: любите не только землю, но и лес, он ведь живой. А я его стерегу! И если кто со злом в лес приходит – берегись! Добрым не буду! А вообще-то я не такой уж и злой, вы меня не бойтесь. А где же ваш необыкновенный календарь?
(открывает новый лист, на нём нарисованы грибы)
Пришёл Варфоломей – жито на меду вей, а пришёл Тит – последний гриб растит. Варфоломей с собой лето увёл, осень привёл.
Ведущая:
Что же это за Варфоломеев день, ты расскажи нам.
Леший:
Это самый богатый на грибы день. Все ко мне в этот день идут за грибами.
(Слайд № 9).
Ведущая:
Ах, Леший, люди так говорят – «гриб да огурец в животе не жилец.
Леший:
Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами.
Дети:
- Говорил тебе, Илья: «Ты не ешь грибов, Илья!», не послушался и покушал – сам теперь вини себя!
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Бояться волков – сидеть без грибков.
Проводится игра «Собери грибы с закрытыми глазами».
Дети выбирают водящего с помощью считалки:
«За дубами, за лугами шла деревня за грибами –
старушки – на волнушки, старички – на сморчки,
ребятки – на опятки».
Дети (Лешему) :
А мы хотим тебе загадку загадать!
Весной зеленела, летом загорела,
А осенью кораллы красные надела! (Рябина).
(Леший отгадывает загадку)
Ведущая:
На календаре новый день – Рябинники. Почему он так называется?
Дети:
- В этот день люди срывают ягоды рябины и кистями вешали на крыше, а часть рябины оставляли на ветках дроздам – рябинникам, снегирям красным да всякой другой птице.
- Если в лесу много рябины –осень дождливая будет.
- В сентябре одна ягода, да и та горькая – рябина.
(Слайд № 10)
Исполняется песня «Осень постучалась к нам» (И. Смирнова).
Дети дарят ягоды Лешему, чтобы он унёс их в лес птицам.
Ведущая (открывает новый лист календаря) :
А вот этот день – Оспожники, именины осени, праздник урожая. Все овощи собраны, в погреба убраны, можно теперь и повеселиться. А праздновали этот праздник целую неделю. Чем богаче собранный урожай – тем продолжительнее праздник.
(Слайд № 11).
Исполняется русская народная пляска.
Ведущая:
А какой вы на своём огороде урожай собрали?
Дети:
- Мой урожай – картошка – хлебу присошка.
- Проще пареной репы ничего нету. Репу ели всякую: сырую, пареную, варёную.
Ведущая:
Знаю, знаю: раньше пекли пироги с репой, делали репный квас, и даже кашу из репы варили.
(Слайд № 12).
Ребё нок:
Матушка-репка уродилась крепко, не густа, не редка, да великого хвоста.
Ведущая:
А ещё про неё загадки придумывали, кто знает?
Дети:
- В землю крошки, а из земли – лепёшки.
- Круглый бок, жёлтый бок, лежит на грядке колобок, а потянешь крепко – вытащится репка.
(Слайд № 13).
- А у меня капуста – первая барыня на деревне, голова большая, шея тонкая. У доброго человека на столе всегда пироги с капустой.
- Люди говорили, что без картошки, хлеба да капусты – какая еда.
- А вот без моркови – как без воды – ни туды и не сюды.
- А у меня королева во всех борщах – свекла. Я её в землю ростком садила, а она меня вон каким добром одарила.
Дети складывают все овощи в корзину.
Ведущая:
Ох, и тяжела корзина! Богатый урожай собрали. В старину говорили: «Гостя накормишь, сам сыт будешь». А сегодня вы – наши гости. Угощайтесь, люди добрые.
(Слайд № 14).
Исполняется песня «Что нам осень принесёт» (В. Левина).
Ведущая:
Вот мы с вами и пожили по бабушкину календарю, побывали на деревенской улице. Узнали о том, как встречали раньше осень, как трудились, как верили в старинные предания и приметы. (берёт клубочек) Ты катись, катись клубочек, вейся ниточка, да не путайся, ниточка вперёд беги, за собою нас веди.
Дети уходят из зала.