МААМ-картинки

Фольклорный праздник «Осенины» для детей подготовительной группы

Галина Клюкина
Фольклорный праздник «Осенины» для детей подготовительной группы

Фольклорный праздник для детей подготовительной группы

Дети входят с ведущей в зал, в руках у неё клубочек ниток.

Ведущая:

Вот и опять у нас с вами в гостях бабушкин клубочек. Любит он нас с вами по старинным дорожкам водить. По какой тропинке он нас поведёт сегодня, что интересного покажет? Слова-то волшебные вы не забыли?

Дети:

Ты катись, катись, клубочек, вейся ниточка.

Вейся ниточка, да не путайся.

Ниточка, вперёд беги, за собою нас веди.

Дети проходят в зал.

(Слайд №1).

Ведущая:

Куда это мы попали? Никак на деревенскую улицу?

(Слайд № 2)

Публикация «Фольклорный праздник „Осенины“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Ребё нок:

Ах, улица, улица широкая! Как на улице, возле околицы, не тяжёл жемчуг рассыпается, чистым золотом разгорается - то хоровод велик собирается.

Ребё нок:

А на улице нашей сто братьев стоят

Все в один ряд, вместе связаны.

Ребё нок:

А река вокруг изб искрится, блестит, словно между гор бежит конь вороной.

Ребё нок:

А изба – то на улице – словно бычище, прокованы бочища!

Ведущая:

А улица – то у нас живая! (слышен шум деревенской улицы)

(Слайд № 3).

На заборе сидит царь в короне да со шпорами. Не сторож, а всех будит.

(кричит петух)

Ведущая:

Дети, а вы обратили внимание, что улица-то наша - осенняя?

Исполняется «Осень наступила» (С. Насауленко).

Ребё нок:

Золотая волшебница осень,

Подожди, подожди уходить.

Ну, пожалуйста, мы тебя просим

Хоть немножечко с нами побыть.

Очень нравиться нам любоваться,

Как листочки под солнцем горят.

Мы с тобой не хотим расставаться

По душе нам твой пёстрый наряд.

(Слайд № 4)

Исполняется песня «Осенняя песня» (В. Алексеев).

Затем дети садятся на стульчики.

Ведущая:

Много мудрых слов об осени сказано. Ну, а вы что о ней знаете?

Дети:

- Осенью и у кошки пиры.

- Осень идёт - за собой дожди ведёт.

- Холоден сентябрь, да сыт.

- Осенью без дела сидеть – зимой хлеба не иметь.

Ведущая:

Люди лето провожали, а осенью каждый день как праздник встречали.

Исполняется «Танец с платками».

Ведущая:

Осенью день становится короче, птицы в тёплые края улетают,

Деревья багряный наряд одевают.

Исполняется упражнение с листочками под музыку «Вот и снова осень» (Ю. Верижников).

Ведущая:

В старину говорили: «Осенью серенькое утро – жди красного Денька.

Ребё нок:

Да, батюшка сентябрь не любит баловать.

Ведущая: (подходит к календарю)

С добром ли ты к нам, новый день, пришёл, с радостью? А ведь осенью каждый день к людям с чем – то новым приходил, новую работу приносил. Какой урожай собирали – так этот день и называли. Давайте вспомним, как этот день в народе называли? (показывает изображение луковицы на листке календаря)

(Слайд № 5).

Дети:

Луков день.

Ведущая:

А почему его так называли (лук собирали). Что с ним потом

Делали? Лучок – лук от семи недуг. А что вы о нём знаете?

Дети:

- Лук да баня – всё правят.

- Много одёжек на луковицах – быть зиме холодной.

- Лук – добро и в бою и во щах.

Ребё нок:

Раньше во время болезней лук на верёвочку нанизывали,

Да развешивали его в комнате,

Да привязывали на шею домашним животным,

чтоб не болели ни большие, ни маленькие.

Ведущая:

А в луков день повсеместно начинался торг репчатым луком.

И каждый свой лучок нахваливал.

Давайте я вам свой лук продам.

Но при условии, кто про него лучше скажет, тому он и достанется.

Дети:

- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, то слёзы проливает.

- Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а…

Дети (хором) : … лук!

- Сидит Марфутка в четырёх шубах, кто её поцелует – тот и сморщится.

Ведущая:

Но давайте посмотрим следующий день календаря.

(там нарисованы колосья пшеницы

Что две недели зеленится, две недели колоситься,

Две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает?

Дети:

Рожь.

(Слайд № 6).

Ведущая:

Вы знаете, как нелегко убирать хлеб с полей. А раньше и техники никакой не было, были у людей только руки – с той поры и стали говорить о них «золотые», потому что они всё умели, весь мир хлебом накормить могли.

(Слайд № 7).

Ребё нок:

Ох, хороша была нива, сто снопов уродила.

Сто снопов и снопочек – мне на веночек.

Хороша была нива, сто снопов уродила.

Жали её жнецы – вот эти молодцы,

Парни усатые, девчата косматые.

Жнецы всю рожь, пшеницу сжали,

По колосочку собрали, в снопы связали,

В скирды уложили. Славно хлебушку послужили.

Исполняется упражнение с колосьями.

Ребё нок:

- Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

- Много хлеба в году уродилось – зима строгая будет.

Дети садятся на стульчики.

Ведущая:

Давайте присядем, и я вам расскажу сказку. Мне моя бабушка рассказывала, а ей - её бабушка. Будто жил прежде такой человек – и не человек вроде. Лешим его называли. Смотришь на него – как будто знакомый. Но если приглянешься, то заметишь: глаза – то словно угли горят. И обувь перепутана: правый лапоть на левую ногу надет, а левый на - правую. Одежда наизнанку вывернута и почти всегда – красный кушак повязан.

(Слайд № 8).

Ребё нок:

А в наших краях, бабушка рассказывала, Леший жил пучеглазый, волосы на голове длинные, брови густые, борода зелёная, и только одно ухо – левое.

Ребё нок:

От проказ Лешего легко избавиться: нужно сесть на правую ногу, взяться за оба уха, помотать головой, три раза плюнуть, чтоб никто не видел. (Дети делают)

Ведущая:

Леший не только пугает, но нередко и помогает человеку.

Однажды заблудилась в лесу девочка – так Леший вывел её

Из леса прямо к дому, а в корзинку ещё и ягод лесных наложил.

Но это всё давно было…В наши времена уж не знаю, есть ли он.

Входит Леший.

Ведущая:

Ну, Леший, ты тут как тут. Наверно, подслушал, что мы о тебе говорили. Вот и явился. Леший, а ты у нас добрый или злой?

Леший:

Правда, правда, я за вами давно в щёлочку наблюдаю, да подслушиваю. Велиться вы умеете: хорошие, знать, люди. Я вот вам наказ хочу дать: любите не только землю, но и лес, он ведь живой. А я его стерегу! И если кто со злом в лес приходит – берегись! Добрым не буду! А вообще-то я не такой уж и злой, вы меня не бойтесь. А где же ваш необыкновенный календарь?

(открывает новый лист, на нём нарисованы грибы)

Пришёл Варфоломей – жито на меду вей, а пришёл Тит – последний гриб растит. Варфоломей с собой лето увёл, осень привёл.

Ведущая:

Что же это за Варфоломеев день, ты расскажи нам.

Леший:

Это самый богатый на грибы день. Все ко мне в этот день идут за грибами.

(Слайд № 9).

Ведущая:

Ах, Леший, люди так говорят – «гриб да огурец в животе не жилец.

Леший:

Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами.

Дети:

- Говорил тебе, Илья: «Ты не ешь грибов, Илья!», не послушался и покушал – сам теперь вини себя!

- Волков бояться – в лес не ходить.

- Бояться волков – сидеть без грибков.

Проводится игра «Собери грибы с закрытыми глазами».

Дети выбирают водящего с помощью считалки:

«За дубами, за лугами шла деревня за грибами –

старушки – на волнушки, старички – на сморчки,

ребятки – на опятки».

Дети (Лешему) :

А мы хотим тебе загадку загадать!

Весной зеленела, летом загорела,

А осенью кораллы красные надела! (Рябина).

(Леший отгадывает загадку)

Ведущая:

На календаре новый день – Рябинники. Почему он так называется?

Дети:

- В этот день люди срывают ягоды рябины и кистями вешали на крыше, а часть рябины оставляли на ветках дроздам – рябинникам, снегирям красным да всякой другой птице.

- Если в лесу много рябины –осень дождливая будет.

- В сентябре одна ягода, да и та горькая – рябина.

(Слайд № 10)

Исполняется песня «Осень постучалась к нам» (И. Смирнова).

Дети дарят ягоды Лешему, чтобы он унёс их в лес птицам.

Ведущая (открывает новый лист календаря) :

А вот этот день – Оспожники, именины осени, праздник урожая. Все овощи собраны, в погреба убраны, можно теперь и повеселиться. А праздновали этот праздник целую неделю. Чем богаче собранный урожай – тем продолжительнее праздник.

(Слайд № 11).

Исполняется русская народная пляска.

Ведущая:

А какой вы на своём огороде урожай собрали?

Дети:

- Мой урожай – картошка – хлебу присошка.

- Проще пареной репы ничего нету. Репу ели всякую: сырую, пареную, варёную.

Ведущая:

Знаю, знаю: раньше пекли пироги с репой, делали репный квас, и даже кашу из репы варили.

(Слайд № 12).

Ребё нок:

Матушка-репка уродилась крепко, не густа, не редка, да великого хвоста.

Ведущая:

А ещё про неё загадки придумывали, кто знает?

Дети:

- В землю крошки, а из земли – лепёшки.

- Круглый бок, жёлтый бок, лежит на грядке колобок, а потянешь крепко – вытащится репка.

(Слайд № 13).

- А у меня капуста – первая барыня на деревне, голова большая, шея тонкая. У доброго человека на столе всегда пироги с капустой.

- Люди говорили, что без картошки, хлеба да капусты – какая еда.

- А вот без моркови – как без воды – ни туды и не сюды.

- А у меня королева во всех борщах – свекла. Я её в землю ростком садила, а она меня вон каким добром одарила.

Дети складывают все овощи в корзину.

Ведущая:

Ох, и тяжела корзина! Богатый урожай собрали. В старину говорили: «Гостя накормишь, сам сыт будешь». А сегодня вы – наши гости. Угощайтесь, люди добрые.

(Слайд № 14).

Исполняется песня «Что нам осень принесёт» (В. Левина).

Ведущая:

Вот мы с вами и пожили по бабушкину календарю, побывали на деревенской улице. Узнали о том, как встречали раньше осень, как трудились, как верили в старинные предания и приметы. (берёт клубочек) Ты катись, катись клубочек, вейся ниточка, да не путайся, ниточка вперёд беги, за собою нас веди.

Дети уходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по рисованию фломастерами «Разноцветные клубочки» в младшей группе Задачи: - формировать умение различать полярные состояния игрового персонажа; - развивать проявления внимания и заботы к тем, кто рядом;.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Воспитатель: Ребята сегодня у нас с вами много гостей. При встрече принято здороваться. Давайте скажем: «Здравствуйте, дорогие гости!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорный праздник «Осенины» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 11 января 2014 в 19:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД