Дарима Банных
Развитие фонематического слуха. Система работы над звуком [Т]
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика звука Т
Ротовое резонирование Т
Степень участия голоса в шуме шумный, глухой.
Способ образования Смычный
Звук Т язычно – губный
Последовательность работы над звуком
2 мл. гр. 1я неделя. 2я неделя – декабря.
Комплексы артикуляционной гимнастики
(вторая младшая группа)
Работа над развитием артикуляционного аппарата, является одной из первостепенных задач, в работе над формированием правильного звукопроизношения.
Публикация «Развитие фонематического слуха, Система работы над звуком [Т]» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для логопедов, воспитателей, а так же родителей. Весь материал изложен в стихотворной форме, что является в младшем дошкольном возрасте, наиболее благоприятным восприятия, и вызывает наибольший интерес у детей.
Так же представлен материал с описанием выполнения артикуляционных упражнений.
Упражнение «Дудочка» (статическое).
Цель. Развивать круговые мышцы губ.
Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 8-10 сек.
Трубочка: вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Квадратик: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны
Упражнение «Лопатка»
- Покажите малышу картинку с лопатой.
- Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
- Теперь пробует малыш.
- Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.
Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое).
Цель. Развивать подвижность мышцы спинки языка.
Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
«Шторки»
На счет «раз» – верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.
На счет «два» – губы принимают спокойное положение.
На счет «три» – опускается нижняя губа, обнажая зубы.
На счет «четыре» – губы возвращаются на место.
Сначала мы делаем это упражнение беззвучно.
Потом подключаем звучание:
«верхняя шторка» – Т;
нормальное положение губ – М;
Игры и упражнения
«Автомат»
Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
Методические указания.
Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Упражнение 2. Произнесение звука, имитирующего звук т.
Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы, как при произнесении обычного т). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твердый звук, имитирующий звук т. Нужно произносить его то в быстром, то в медленном темпе. Голос не включаем.
Повторить данное упражнение при немного округленных губах и сближенных зубах.
(для дифференциации глухих звуков)
т - д)
Поехали в вагончике
Цель: Проверить произнесение звука т и одновременно обратить внимание ребенка на то, что в образовании звука т голос не участвует.
Описание. Предложить ребенку несколько раз не спеша произнести звук т, напоминающий звук, который издают колеса поезда: «т-т-т…». Обратить его внимание на то, что когда мы произносим звук т, голос «спит» и стенки его домика не дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, приложить тыльную сторону его руки спереди к шее. Следить, чтобы ребенок произносил звук т тихо и без добавления гласных (т. е. не тэ, та, ту, ты, а т, так как в образовании гласных звуков участвует голос и ощущается вибрация от колебания голосовых связок.
Угадай, что это
Цель: Научить ребенка различать звуки т и д при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.
Описание. Поочередно произносить звуки т и д; ребенок соответственно должен показывать или на картинку, на которой изображен вагон (если слышит звук т, или на картинку, на котором изображен барабан (если слышит звук д).
Если звук угадал, верно слово ты назвал
Цель: Показать ребенку, что с изменением звука может измениться и смысл слова.
Описание. Предложить ребенку повторять за взрослым 2 слова, в которых с заменой дифференцируемых звуков т и д меняется смысл.
Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение и указать, в каком слове звук т, а в каком – звук д: туш – душ, точка – дочка, Том- дом, катушка – кадушка, тень – день, уточка – удочка, трава – дрова, тина – Дина и др.
На картинку посмотри, ее верно назови
Цель: Научить ребенка не смешивать звуки т и д, когда они встречаются в одном слове.
Описание. Ребенок должен правильно повторять за взрослым слова, в которых одновременно встречаются звуки т и д: доктор, дети, детсад, следопыт, дятел, родители и др. (Еще лучше, если взрослый подберет предметные картинки с такими названиями).
Выучите с ребенком стихотворение
(Ребенок должен правильно произносить звуки т и д во всех словах).
Новый дом
Новый дом растет в квартале,
С каждым днем он все видней,
В нем еще не зажигали
Электрических огней.
Скоро дом получит номер,
Проведут и газ и свет.
Нам квартиру в новом доме
Обещает горсовет.
Средний возраст
Слова - звучат
Цель данных ниже упражнений - учить детей вслушиваться в звучание слов, Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков. Знакомить с термином звук.
На что похожа буква? (картинки-рисунки)
Буква Т стоит на крыше,
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Кто это?
Наглядный материал. Картинка или игрушка-кот.
Воспитатель показывает картинку (игрушку) и просит обозначить ее словом, состоящим из двух частей. ("Кошка, котик, киска, киса, котя".) Ответы детей анализируются, отмечается, действительно ли в называемых словах две части, какие именно, какая часть за какой следует в слове. (Дети разделены на две подгруппы, за каждый правильный ответ они получают очко.)
"А можно ли изменить слово, чтобы про то же сказать словом из трех частей? ("Котенок, кошечка, кисонька, кисочка, кисуля, Котофей, мурлыка".) А какие клички, coстоящие из двух частей, подойдут коту? ("Рыжик, Пушок, Васька, Мурзик".) Из трех частей? ("Царапка, Усатик, Рыжуля".) А из одной части? ("Таф, Мур, Барс".)"
В конце игры называются победители - команда, набравшая большее количество очков. Воспитатель и дети еще рая перечисляют все названные слова.
Первичное закрепление:
Чтение слияний- чистоговорок.
А сейчас представьте, что мы мыши.
Ты-ты-ты – к нам пришли коты.
Та-та-та – не боимся мы кота.
Ти-ти-ти – их прогнали мы почти.
То-то-то – будем мы играть в лото.
Ту-ту-ту – наведём здесь чистоту.
Старший возраст
Чей рассказ лучше?
Воспитатель предлагает детям придумать небольшие рассказы, в которых большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. Вот примерные рассказы.
На звук Т: "Котята катали снежный ком. Пришел кот Котофей и позвал кататься на коньках. На катке все весело
Что вокруг нас?
На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет звук Т : кусты, цветы, трава, ветка, туман, и т. д.
Кто летит в самолете?
Задания детям
Окошко "КОТ": 1. Кто выглядывает из окошка? Скажите про него словом из двух частей. ("Котя, Коток".) Есть такая потешка:
Котя, котенька, коток, Котя - серенький лобок.
Назовите из нее слова про кота из двух частей. А теперь из трех частей. 2. Как сказать про нашего пассажира словом из трех частей? Котофей, Нарисуйте столько квадратов, сколько частей в слове. Покажите, в каком квадрате поместилась часть ко, в каком то и фей
3. Какие клички подойдут коту-путешественнику, если в них две части? А если три части? Кто придумает кличку из одной части?
Звук [Т] (автоматизация)
ЦЕЛИ
Автоматизация звука [т] на материале слогов и слов и предложений, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.
Занятия по автоматизации звука идентичны занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.
Произнесение слогов
Слоги произносить отрывисто, четко:
ты ты та —то — ту — ты
та —та ты —ты та —та —та —на
та —та —та ты —ты —ты та —та —ма —та
Произнесение слов со звуком [т]
1. Повторить слова: «Таня», Топя», «Толя», «туфли», «туман», «танец», «тополь», «тут», «тот», «яхта», «фото».
2. Отгадать загадки, определить место звука [т] в слове отгадке.
Не летает, не жужжит, Я в деревне на дворе
Жук по улице бежит. Просыпаюсь на заре.
И горят в глазах жука «Ку-ка-ре-ку» я кричу,
два блестящих огонька. Разбудить ребят хочу.
(Автомобиль.) (Петух.)
Произнесение предложений со звуком [тI
Составить и произнести предложения по картинкам:
«У Таня новые туфля», «На улице туман», «Около дома тополь», «Толя делает фото», «Тоня танцует», «Тут мама и Тоня».
Дифференциация
Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации (закрепления) ребёнок начинает свободно включать в речь поставленный звук. Но часто этого не происходит. Тогда приступают к следующему этапу работы со звуками - дифференциации (различению)
Что такое дифференциация звуков?
Успешно завершена работа над автоматизацией звуков. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи их заменяет на звуки, сходные по звучанию. Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Дифференциацией пренебрегать не стоит. Поверхностный подход может привести к тому, что ребёнок изжив недостатки произношения звуков в устной речи,
Дифференциация звука
- Дифференциация в начале слова в парных словах (куча-туча).
- Дифференциация звуков в сочетаниях слов (штора на окне)
- Дифференциация звуков в одном слове — названии объекта (капуста).
- Дифференциация звуков в одном слове — названии действия (толкать).
- Дифференциация звуков в сочетании слов — названии объекта и его признака (тонкая кисточка).
- Дифференциация звуков в разных словах предложения (Дети катаются на катке).
- Дифференциация звуков в рифмовках
(Котя, Котя-коток!
Котя-серенький лобок!
Приди, котик, ночевать, нашу деточку качать.)
- Дифференциация звуков в рассказах.