Оксана Огнева
Формирование целостного отношения детей к трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование целостного отношения детей к трудовой деятельности
«Глаз ребёнка хочет смотреть,
ухо- слышать, ноги – ходить, рука - хватать.
Но также и сердце хочет верить и любить.
Залог успешного развития ребёнка – в том,
что сама природа одарила его неумной тягой к деятельности
, в которой упражняются и получают развитие природные силы.»
Публикация «Формирование целостного отношения детей к трудовой деятельности» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Труд - один из основных видов человеческой деятельности, обеспечивающий не только личностное развитие, но и непосредственно влияющий на успешность адаптации человека в обществе. Поэтому особенно важно формирование у ребёнка интереса к миру труда уже с первых лет его жизни.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Значение воздействия труда заключается ещё в том, что он ускоряет социальное развитие личности. Дети, которых рано приобщают к труду посильному, отличаются большей самостоятельностью, ответственностью, рассудительностью. Самые первые сильные впечатления, знания, опыт и привычки нравственного общения ребёнок приобретает, прежде всего, в практической деятельности. В процессе труда он непосредственно сталкивается с реальной действительностью. Практическими задачами, конкретными жизненными ситуациями, которые связанны с преодолением трудностей и требуют от него волевых усилий, самостоятельных решений и согласованных действий. Это способствует приобретению детьми нравственного и трудового опыта.. Дети, которые рано приобщаются к труду, отличаются большей самостоятельностью, ответственностью и рассудительностью. Они уверенно берутся за дело, более настойчивы в преодолении трудностей. Им ближе и понятней труд взрослых, они глубже осознают цену всего того, что создано трудом людей.
Таким образом, ребёнок с помощью взрослых имеет возможность приобретать знания, умения, навыки, привычки поведения из непосредственного источника - трудовой практики, на деле проверяя и оценивая их.
Развитие отношения дошкольников к трудовой деятельности было в центре внимания педагогов прошлого Р. Оуэна, К. Д. Ушинского и др. Однако все они по-разному рассматривали значения труда в жизни ребёнка.
Современный аспект данной проблемы представлен в исследования А. Я. Журкиной, Е. А. Климова и др., считающих развитие системы отношений ребёнка с миром труда важным условием его жизненного самоопределения.
Необходимо проанализировать воспитательное значение трудовой деятельности, возрастные особенности.
В каждой группе определенны виды и содержание трудовой деятельности детей.
В детском саду определяет основные формы организации труда детей : в поручения, дежурства, коллективный труд. В младших группах детей организуют в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие школьники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем; помогают накрывать на стол, поливать растения.
В данном случае можно говорить о естественном разделении труда, при котором взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В то же время участие малыша вместе с воспитателем радует его, так как ставит его в положение взрослого.
В старших группах используется три формы
организации труда детей : поручения, индивидуальные и общие дежурства, коллективный труд всей группы. Общие поручения становятся ведущей формой организации труда
.Они требуют от детей большей самостоятельности при распределении работы, вызывают необходимость совместных действий.
По окончании работы воспитатель подводит итоги. Его задача состоит в том,
Чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задаё т вопросы: «Что мы с вами успели сделать?» Как изменилась наша группа после уборки?»
Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол.
Все обсуждения занимают не более 10 минут, но имеют огромное значение; зная, что работа каждого обсуждается сверстниками, дети начинают активнее трудиться. Контролировать свои действия.
Одна из важных воспитательных задач - включение дошкольника в систематический, посильный для его возраста труд. без чего невозможно всестороннее формирование личности.
К. Д. Ушинский рассматривал труд и трудовую деятельность как основу нравственности и нравственного воспитания детей. Необходимое условие гармоничного развития человека, для которого труд - его» земное счастье». Потребность труда присуща самой природе человека, тело ум, сердце которые сами требуют труда. Но, как любая потребность, и эта может развиваться, а может и угасать.
Таким образом, педагоги прошлого выделяли труд как основу развития ребёнка. Воспитательное влияние труда обусловлено возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Анализ научной литературы и наши наблюдения за детьми свидетельствуют о том, что в большинстве дети с охотой включаются в работу. Но желание их носит ситуативные, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения. Они готовы браться за любое дело, но эта энергия часто бывает несоразмерной с их возможностями. Поэтому к занятиям они могут охладеть, не доводить начатое дело до конца. Но есть в этом и положительные моменты; детей легко можно переключить на полезное дело, вызвать положительный эмоциональный настрой. Психологи отмечают, что путь к сознанию ребёнка проходит через его переживания и эмоциональное состояния. Если работа, выполнение которой вызывает радость, закрепляется в успехе, то у ребёнка возникает интерес, желание активно участвовать в работе. Следует учитывать их склонность к подражанию. Ребёнка должна окружать обстановка добросовестного отношения к труду всех взрослых : отца, матери, воспитателей, родных.
Самостоятельность детей сочетается с их зависимостью от взрослых. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребёнка приобретение жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Поэтому необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным. Благоприятной для развития этого качества является такая социально-психологическая ситуация, в которой ребёнку поручается какое-либо ответственное дело и, выполняя его, он становится лидером для других детей и взрослых, в совместной с ними работе.
Таким образом, психологические особенности дошкольника особенно благоприятны для развития у него отношения к миру труда. Обучая и воспитывая растущего ребёнка, педагог должен воспринимать его не только как объект обучения и воспитания, но и как целостную личность с её особенностями, интересами, потребностями, возможностями и способностями. Отношения дошкольника к труду выражается в сформированности таких личностных качеств как трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность.
Обобщение результатов позволило сделать следующие выводы:
Уточнено определение процесса развития отношения к труду как избирательное отношение детей к объективному миру трудовой деятельности, имеющее для него эмоциональную привлекательность.
Выявлены личностные качества; трудолюбие, дисциплинированность и коллективизм. Выделены особенности работы воспитателя по развитию отношения дошкольников к труду : постоянное обновление содержание, формы и методы занятий; подбор яркого художественного материала; создание традиций доброго отношения к труду, опора на живые примеры, затрагивающие мысли и чувства ребёнка; создание условий, при которых ребёнок остро переживал бы обязанности по самообслуживанию; систематическое поручения детям. Имеющие определённый смысл для всего коллектива; учёт особенности самооценки детей дошкольного возраста; поддержка веры ребёнка в свои возможности; самостоятельные поручения ребёнку.
Список литературы
1. Агаркова, Т. Ф. Дидактические игры на уроках трудового обучения.
2. Гребенников, И. В. Семейное воспитание.
3. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского.
4. Хрестоматия по детской литературе: Учебное пособие. Сост. И. Н. Арзамасцева, Э. И. Иванова, С. А. Николаева-М,;Академия.
5. Дошкольная педагогика В. И. Ядышко, Ф. А. Сохина