Ольга Никольская
Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Приказом № 655 от 23 ноября 2009 года были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В них было выделено физическое направление детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Ему соответствуют две образовательные области :
- «Физическая культура»
- «Здоровье», одной из задач которой является формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Публикация «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей» размещена в разделах
Одним из принципов физического воспитания является принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях - физкультурных досугах и праздниках, походах.
Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в нашем детском саду проводится в тесном единстве с семьей. Мы знакомим родителей с физкультурной работой в ДОУ, информируем об уровне подготовленности ребенка (индивидуальная карта, приглашаем участвовать в совместных занятиях (занятия по ОФК, досуги, праздники, Дни здоровья, походы и экскурсии); рекомендуем, как организовать здоровый образ жизни (двигательный режим) в семье; предлагаем специальную литературу и видеофильмы, изучаем опыт использования физической культуры в семье.
Учитывая специфику дошкольного учреждения и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:
Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:
создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;
мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;
преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка
разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы в течение всего года.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.
В нашем саду начал свое действие семейный клуб «Здоровейка». Основная его цель это воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка.
Задачи: создание системы взаимодействия с семьей в процессе воспитания у детей интереса к занятия физкультурой и спорта на основе открытости ДОУ; создание модели культурно-досуговой деятельности семьи; формирование системы знаний о собственном теле, здоровом образе жизни.
На основании этого создана модель взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Работа с детьми:
• Физкультурные занятия
• Закаливающие мероприятия
• Спортивные соревнования
• Досуги
• Экскурсии
• Походы
• Дни здоровья
• Участие в акциях
Работа с педагогами:
• Педагогические советы
• Методические объединения
• Семинары
• Консультации
• Создание программ саморазвития
• Подготовка и проведение акций
• Проведение игровых мероприятий на открытом воздухе
• Знакомство с новинками педагогической литературы
Работа с родителями:
• Анкетирование
• Информирование
• Мастер - класс для родителей.
• Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе
• Открытые занятия педагога – психолога
• «Мамина школа»
• Дни открытых дверей
• Совместные праздники и развлечения
• Спортивные досуги
• Экскурсии
• Проведение акций интегрированного вида
• Беседа
• Встречи со специалистами
• Индивидуальные консультации
• Консультации онлайн
• Знакомство с тематической литературой.
Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
Нами разработана и готовится к сертификации программа дополнительного образования «Здоровейка», которая представляет собой систему оздоровительно-профилактической работы с часто длительно болеющими детьми и детьми с ослабленным состоянием здоровья, в которой представлены рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий.
Программа адресована работникам ДОУ, может быть использована родителями в домашнем воспитании и оздоровлении детей.