Галина Кутилкина
Формирование художественного вкуса младшего дошкольного возраста посредством знакомства с народно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Народное декоративно-прикладное искусство это неотъемлемая часть культуры нашей страны. Оно основано на глубоких художественных традициях, входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование маленького человека. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. С детства мы любуемся красотой народных игрушек, увлеченно играем как с деревянными игрушками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров, богородские игрушки-забавы и каргопольские игрушки. Поэтому очень важно знакомить детей с народно – прикладным искусством начиная с младшей группы детского сада.
Публикация «Формирование художественного вкуса младшего дошкольного возраста посредством знакомства с народно-прикладным искусством» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
Декоративно-прикладное искусство – является одним из средств эстетического воспитания в детском саду. Оно учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности, помогает формировать художественный вкус, воздействует на духовное развитие человека и в какой-то мере, помогает воспитывать патриотические чувства ребенка. Декоративно – прикладное искусство доступно детскому восприятию, так как понятно детям, которое раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения и поэтому задача воспитателя научить различать, называть их и передавать весь колорит рисунка росписи.
Мы стараемся использовать народную игрушку в дошкольном учреждении, что дает нам возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей. Постоянное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться нам хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству, чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта требует реализации в образовательном процессе дошкольного учреждения принципа интеграции, как одного из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому используя основные принципы, мы неукоснительно им следуем.
Знакомство с народными игрушками наших детей проходит в виде игр и коротких бесед. Когда мы вносим игрушку, мы обращаем внимание на красоту формы, колорит рисунка и стиль росписи. Наши дети охотно играют с матрешками, свистульками, рассматривают барышню и выделяют элементы росписи.
В ходе организованной образовательной деятельности мы учим детей лепить посуду, украшая ее углублениями виде полосок, точек и колец; кукол в длинном платье, украшая мотивами дымковской росписи, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет. Создавая узор в рисунке, мы подводим детей к ритмичному нанесению элементов росписи на силуэт предмета из бумаги. Обогащая представление малышей о прекрасном, мы побуждаем детей любоваться игрушкой, обращать внимание на яркие цветовые образы в игрушках, на картинках и в иллюстрациях.
В своей работе мы используем и компьютерные презентации, которые являются органичной частью познавательной и творческой деятельностью детей. С их помощью дети наглядно видят на экране предметы народного творчества во всевозможных ракурсах, деталях и которые носят познавательный характер.
Стало традицией одну из тематических недель посвящать знакомству с народной культурой и традициями, где целью является – дать представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др) и знакомство с народными промыслами, с устным народным творчеством. Учим использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Итогом недели мы организуем фольклорный праздник с выставкой детского творчества.
Таким образом, творчество народных мастеров воспитывает у ребят эстетический вкус, формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости и художественный вкус. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера и стремятся самостоятельно создавать народные узоры в рисовании, лепке и аппликации.
Литература:
1. Мальцева М. В. Использование мультемедийных презентаций в художественно-эстетическом развитии дошкольников // Детский сад : теория и практика. 2011 № 3
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2011 г. - 336 с.
3. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя/ Под. ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной. – ТЦ Сфера, 2010 – 112 с.