Ольга Полищук
Формирование интереса к естественным наукам у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: дошкольное детство, естественные науки, химия, физика, астрономия, формирование интереса к естественным наукам.
Определенная система просвещения присуща каждому обществу. Техногенному обществу была свойственна традиционная образовательная система. Постиндустриально-техногенному обществу нужна современная парадигма образования. Современная парадигма образования, в свою очередь, имеет принципиальное отличие, заключающееся в том, что знание предоставляется не в форме необходимого минимума, а в форме деятельности, которая направлена на развитие личности посредством обучения и воспитания. Организатором данной деятельности является воспитатель.
Публикация «Формирование интереса к естественным наукам у дошкольников» размещена в разделах
В настоящее педагоги и психологи осуществляют поиск эффективных приемов развития интереса к естественным наукам, что в дальнейшем служит важным стимулом для развития личности ребенка. Развитие познавательного интереса и любознательности у каждого воспитанника, привитие интереса к знаниям, а также к исследовательской деятельности является необходимой задачей современной системы дошкольного воспитания.
Мысль о необходимости формирования представлений о естественнонаучных дисциплинах, в том числе физических, химических и биологических понятий у детей, высказывалась Л. C. Выготским, А. В. Занковым, В. П. Стрезикозиным и А. В. Усовой.
В связи с этим главной проблемой исследования, стоящей перед педагогами, является развитие интереса к получению естественнонаучных знаний и умение применять их в практической деятельности. Целью данной работы стало знакомство детей дошкольного возраста с историей возникновения и развития жизни на земле, расширять представления о мире, о живой и неживой природе и их взаимодействии.
В данном исследовании применялись авторские методики для изучения естественных наук детьми дошкольного возраста. Мной были разработаны занятия на различные естественнонаучные темы : “Я познаю Космос”, “Путешествие в мир динозавров”, “Море и его обитатели”, “Рост и развитие растений”, “Химия и жизнь”, квест “Поиск пиратских сокровищ” и другие. Для различных направлений естественных наук мной была разработана авторская программа, по которой проходили занятия непосредственной образовательной деятельности (НОД).
Результатом данного исследования стала реализация принципа преемственности в изучении естественнонаучных дисциплин на основе формирования элементарных знаний по данным дисциплинам у воспитанников группы. Также у детей было сформировано комплексное представление о развитии жизни на Земле, о Космосе, о живой и неживой природе и их взаимодействии. С помощью данной методики у детей удалось развить структурированную речь, обогатить словарный запас новыми терминами и понятиями. Применение данной методики в дальнейшем позволит привить интерес к изучению естественных наук и сформировать естественнонаучное мышление, необходимое для дальнейшего обучения в школе.
Список литературы:
Бегимов Х. Х. Дидактические основы формирования элементарных знаний по естественным дисциплинам у учащихся начальных классов. Диссертация. 2010.
Битянова М. Р. Антропологический подход к решению проблем успешности обучения ребенка в школе / М. Р. Битянова, О. И. Глазунова. Московский городской психолого-педагогический университет; Психологический институт РАО // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1.
Выготский Л. С. Психология. М. : Издв-о ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
Душкин Р. В. Воспитание естественнонаучного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Том 1. «Некоторые рекомендации родителям». – 2012. – 82 с.
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М. : Знание, 1974. 64 с.