Татьяна Гаврилова
Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Т. В. Гаврилова
(ЧГПУ им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, научный руководитель – к. п. н., доцент Н. П. Шабалкина)
От человека в современном обществе требуется способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни, что требует повышенных физических и психических усилий, а также высокого уровня здоровья. Поэтому здоровье растущего человека, как фундамент всей последующей жизни, находится в центре внимания работников здравоохранения, педагогов и психологов. Формирование культуры здоровья является составной частью комплексного процесса воспитания, обучения и развития, направленное на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья.
Публикация «Формирование культуры здоровья у детей седьмого года жизни на физкультурно-познавательных занятиях» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Культура здоровья определяется исследователями как комплексное понятие, включающее теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, т. е. оздоровления. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного. Когнитивный компонент подразумевает то, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». В настоящее время часто встречается вариант несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании человека и его поведением, т. е. когда образ жизни человека, его образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Эмоциональный компонент культуры здоровья отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье, которое оказывает влияние на физическое состояние человека и определяет отношение личности к жизни в целом. Важно учитывать волевой компонент и мотивацию для формирования высокой культуры здоровья. Коммуникативность, являясь важным компонентом культуры здоровья, отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром, способность человека к самоконтролю и самокоррекции, а также его психологическое здоровье.
Роль педагогов дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности. Формирование у дошкольников валеологических знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности, тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка его «собственной». Однако усвоение знаний – это начальное звено системы формирования здоровой жизнедеятельности. Следующий шаг в решении задач обучения – формирование умений, навыков и привычек здорового образа жизни, выступающих в качестве критерия творчески-деятельностного компонента валеологического образования дошкольников.
Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы, и должно включать в себя: физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое, стройное тело»); соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»); психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»); нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»). Одним из действенных способов формирования представлений у детей седьмого года жизни о здоровье и здоровом образе жизни являются физкультурно-познавательные занятия.
Физкультурно-познавательные занятия относятся к оригинальной форме работы с детьми по физическому воспитанию, направленной на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Физкультурно-познавательные занятия должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.
Опыт применения физкультурно-познавательных занятий в целях формирования культуры здоровья у детей седьмого года жизни в МДОУ «Детский сад «Ивушка» дер. Новые-Яхакасы Вурнарского района Чувашской Республики убедительно показал, что при целенаправленном руководстве дошкольники начинают более внимательно относиться к своему здоровью и здоровью близких, происходит перенос ответственности за свое здоровье с внешних причин во внутренний план действий, существенно увеличивается устойчивость и направленность любых действий и деятельности на ценность здоровья и человеческой жизни.
Так, в своей работе мы использовали разнообразные по структуре и содержанию физкультурно-познавательные занятия для детей седьмого года жизни. Воспитание интереса к движениям и здоровому образу жизни проходило через беседу о том, что такое здоровье, и объяснения: чтобы быть сильными и здоровыми, нужно рано вставать, делать зарядку, любить физкультуру и спорт. Использованы наглядные пособия в виде карточек с изображением упражнений на развитие силы мышц ног и для укрепления мышц спины. Ознакомление дошкольников с функцией скелета и мышечной системы в организме для формирования осознанного отношения к спортивным соревнованиям проходило через рассматривание схемы скелета и объяснения, какие мышцы есть у человека (мышцы плечевого пояса, мышцы туловища, мышцы ног). Детям было дано представление о своем теле, о том, что через физические упражнения можно укрепить и улучшить свою осанку, развивать гибкость, подвижность, пластичность позвоночника и суставов, мышечную силу в упражнениях на гимнастической лестнице. Развитие внимательного отношения к своему здоровью проходило через беседу о разных видах боли (головная или зубная боль, колики в животе и т. д.) и о правилах поведения при их возникновении. Развитие представлений о зрении и необходимости его беречь проходило через беседу о выполнении правил сохранения зрения, о пользе занятий физкультурой и спортом. Дети начали понимать сущность здоровья и здорового образа жизни, усвоили, что полезно и что вредно для глаз, что нужно делать, чтобы сердце не болело (полезно много двигаться, правильно питаться, есть много фруктов и овощей и т. п., узнали о вреде микробов (нужно мыть овощи и фрукты перед едой, мыть руки, не совать пальцы в рот). Были использованы физические упражнения на укрепление зрения, сердца.
Таким образом, апробированный нами комплекс физкультурно-познавательных занятий, в целях формирования культуры здоровья у детей седьмого года жизни способствовал развитию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (необходимости соблюдения режима дня, о полезных для организма человека продуктах питания и пр., воспитанию желания всегда быть здоровыми, формированию заботы о своем здоровье, избегания ситуаций, наносящих вред своему здоровью и здоровью близких людей.