МААМ-картинки

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством

Анна Махалова
Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством. Подготовила воспитатель высшей категории Махалова А. П.

Формирование личности ребенка

в процессе ознакомления с искусством.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. … Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплотилась Родина».

Публикация «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством» размещена в разделах

В нравственном воспитании детей весьма важную роль играет их приобщение к отечественной культуре через знакомство с русской и мордовской литературой, живописью, музыкой, изучение народных обычаев русского и мордовского народов, традиций, промыслов.

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа – одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство. Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно достигал тайны красоты и изящества форм, цветочных созвучий, пространства,- это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть – не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически – значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное, проникаться восторгом и радостью перед «музыкой» и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребенка и живет как радостное переживание, удивление, любовь к своему краю, Отчизне.

Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы «останавливая мгновение», и помогает ребенку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности, порой скрытую от человека честностями, случайными деталями.

Реализация любой познавательной задачи возможна через разные виды деятельности: наблюдение, использование художественной литературы, театрализованные игры, рисование.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей, педагогов. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле.

Наблюдения за растениями, животными, птицами, насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью- жизнью улицы, села. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, рассказах, аппликации. Богатые возможности в этом отношении представляет художественно-эстетическое развитие, так как по существу своему оно носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления, воплотив их с помощь разнообразных материалов в реальные формы.

Учить ребенка видеть мир. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение осознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Ребёнок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать свои выводы. … Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие значения в работе над рисунком. Это отражается в рисунке и лепке.

Но образы воображения у младшего дошкольника не устойчивы, фрагментальны, что сказывается в его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности,концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

Дошкольникам доступно овладение изобразительными навыками, умениями. В 2-3года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен их употреблять сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.

В детском саду художественно – эстетическое развитие включает такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка. Они являются важным средством всестороннего развития детей, способствуют, умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

О значении рисования для умственного развития писал М. И. Калинин : «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет. И у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникает в суть предмета.»

Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность, любимые предметы раскрашивает в яркие цвета.

Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задания, доводить начатую работу до конца. Она помогает закрепить у детей представления о труде людей, их быте, воспитывает у дошкольника чувство товарищества, взаимопомощи. Дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. Например, знакомясь с селом, ребята рисуют свою улицу, на которой живут они сами, по дороге едут машины. Все это значительно расширяет представление ребенка о трудовой деятельности человека, способствует трудовому воспитанию дошкольника.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Специфика художественно—эстетического развития дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционального отношения к действительности, влияет на поведение.

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. У детей развиваются их творческие способности, развивается рука ребенка, особенно мускулатура кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письма в школе.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством в формировании личности ребенка.

Общепринятое мнение – ребенок в дошкольном учреждении обязан научиться считать, писать, читать, логически мыслить, но совсем не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказывать об узорах и цветах народных росписей и костюмов родной культуры.

И вот дети приходят в школу. И что происходит там? Учителя проверяют, знает ли ребенок буквы, умеет ли считать. … Ни один из них не спросит, умеет ли малыш рисовать.

А между тем…

Леонардо да Винчи был не только великим математиком и изобретателем, но и величайшим художником. Законы Ньютона люди знают, а то, что он первым создал классификацию цвета, не знает почти никто. Гете писал стихи, но он же создавал цветовой круг, которым до сих пор пользуются художники и искусствоведы.

Вы не задумывались, почему все дети рисуют? Почему они начинают делать это раньше, чем говорить? Может быть, потому, что хотят что-то сказать нам? Может быть, потому, что стремятся что-то в себе преодолеть или порадовать себя и окружающих?

Для маленького человечка все происходящее впервые - радость!

А мы порой так небрежно и легкомысленно судим о его рисунках: «Боже мой, на что это похоже? Каляки-маляки!» или «Что ты нарисовал?» Одни дети находят что сказать, другие молчат, третьи - многозначительно смотрят…

Радость – великий дар природы.

Давайте учиться вместе с детьми радоваться их новым открытиям и открывать этот мир с новых сторон.

Список использованной литературы:

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика» М; Просвещение, 1977 год

Дошкольное воспитание №2 2004 год

Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте М; Просвещение, 1967 год

Флерина Е. Н. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста М; Издательство АПН РСФСР, 1961 год

Умственное воспитание дошкольников. Под редакцией Н. Н. Поддьякова М; Просвещение,1977 год

Сенсорное воспитание дошкольников. Под редакцией Н. Н. Поддьякова М; Просвещение, 1969 год

Ковальская Е. Г. Декоративное рисование в детском саду (альбом). М; Просвещение,1964 год.

Публикации по теме:

План и презентация к педагогическому совету «Художественно-эстетическое воспитание в ДОУ» Готовимся к педагогическому совету № 3 Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ» Вид.

Выставка рисунков «Моя малая Родина»Выставка рисунков «Моя малая Родина» " Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 11:34
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД