МААМ-картинки

Формирование монологической речи «Виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию»

мотошкова юлия
Формирование монологической речи «Виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию»

Формирование монологической речи : виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию

В дошкольном возрасте ребенок овладевает двумя основными видами монологической речи : пересказом и рассказом. Между ними есть не только общее; свойственное монологической речи в целом, но и существенные отличия.

Публикация «Формирование монологической речи „Виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию“» размещена в разделах

Пересказ — связное воспроизведение прослушанного художественного произведения. В данном случае ребенок передает «чужое» содержание и пользуется готовой речевой формой. Выразительность речи при пересказе характеризуется подражанием, носит опосредованный характер. Рассказ — это самостоятельно составленное связное, развернутое изложение какого-нибудь факта, события.

Рассказ отличается самостоятельным выбором содержания и речевой формы. В рассказе всегда находит отражение личный опыт ребенка, эмоции. Это делает его выразительным, причем выразительность носит естественный, непосредственный характер.

Существуют разные классификации рассказов, которые используются в детском саду для развития монологической речи детей. В соответствии с основными типами текстов, свойственными дошкольникам (описание и повествование, рассказы детей по форме могут быть описательными и сюжетными.

Разновидностями описательных рассказов являются сравнительный и объяснительный. Дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, а также объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказывания в сопровождении показа названных действий. Например, ребенок может объяснять товарищу, как используют тот или иной предмет, игрушку, каковы правила игры.

Все детские рассказы (и описания, и повествования) могут основываться как на наглядной, так и на словесной основе. В первом случае дети при рассказывании опираются на наглядность — игрушку, предмет, картину и т. п. В другом — только на память или представления. Например, ребенок рассказывает, какую игрушку сделал для подарка другу. По содержанию детские рассказы делятся на фактические и творческие.

При составлении фактического рассказа ребенок опирается прежде всего на свои представления (это рассказы, которые составляются по наблюдениям, или на память, представления. При придумывании пользуется главным образом фантазией, творческим воображением. В придуманных описаниях и повествованиях дети используют свой предыдущий опыт, но отдельные события и явления объединяются новой ситуацией. Это может быть повествование с реалистическим содержанием (повествование о каком-нибудь случае с кем-то, о воображаемых событиях и поступки людей, изображенных на картине) и сказка, где действующим лицам придаются фантастические качества.

Чаще встречаются описания фактического характера: описание картины, предмета, игрушки. Но описание может быть и творческим («Необычный зверь, живущий на Севере»).

Сюжетное повествование чаще всего носит творческий характер, например:

- сказка об игрушках (дети придумывают, как два ежика жили в лесу, что они делали и т. д.);

- повествование о действующих лицах картины (что они делали до событий, изображенных на картине, что будут делать потом);

- рассказ на предложенную тему («Как дети выручили из беды своего товарища», «Как зайчик учился кататься на самокате»).

Героем сюжетного рассказа может быть и ребенок, если он рассказывает о реальных событиях («Как мы с папой ходили по грибы») — это фактический рассказ, — либо придумывает, предвидит («Как я поздравлю маму с днем рождения»).

А. М. Бородич отмечает, что детям легче составить сюжетный рассказ, используя свои конкретные восприятия, чем описания. Это объясняется их стремлением к действиям, движению; сказывается и влияние художественной литературы. Фактическое ж описание требует произвольного внимания, умения анализировать, сравнивать, наличия точного словаря. Но после одного-двух занятий большинство дошкольников успешно описывают предметы по восприятию и представлению. Наиболее сложные повествования — творческие, придуманные детьми. Они предлагаются детям 5 — 6 лет.

Сравнительная сложность детских рассказов учитывается при определении очередности занятий но развитию монологической речи. При обучений детей рассказыванию воспитателю необходи-мо обращать внимание на целенаправленность рассказа. Нужно учить их рассказывать, не отклоняясь от темы.

Важное качество любого рассказа — его последовательность, соблюдение структуры как описания, так и повествования, и поэтому необходимо приучать детей рассказывать «по порядку». Их рассказы должны быть связными, т. е. дошкольников нужно познакомить и со способами межфразовой связи. Необходимо обращать внимание на интонационную выразительность рассказа, заботиться о куль-туре поведения ребенка во время рассказывания. В обучении детей рассказыванию используются различные приемы, основными из которых являются: образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям, коллективное составление рассказа, окончание детьми рассказа, начатого воспитателем и др. В последние годы широко распространилось использование материализованной схемы (модели) плана рассказа. Авторами их являются Н. Кондратьева, Е. Сомкова, О. Дьяченко и др.

Важный прием обучения — оценка. Воспитатель должен в своей оценке отметить попытки творчества, удачное раскрытие сюжета, выразительность речи, полноту передачи и т. д. В старших группах к обсуждению рассказов нужно привлекать и детей. Методика обучения дошкольников связной речи должна основываться на принципе речевого действия. Фразы, произносимые ребенком, будут результатом речевого действия только при наличии у него внутреннего мотива деятельности (почему ему нужно это сказать, цели (для чего нужно это сказать, что получится в результате, мысли (какое содержание нужно передать).

Ребенок должен самостоятельно отобрать слова для передачи мысли, построить предложения, связать их между собой в связный текст. Проблема мотивации речевой деятельности детей при обучении их пересказу, описанию предметов, игрушек, рассказыванию по картине и т. д. стоит довольно остро. А. Г. Тамбовцева отмечает, что приобщение детей среднего дошкольного возраста к связному рассказыванию связано с определенными трудностями.

Четырехлетние дети не очень внимательно слушают своих сверстников, которые в очередной раз неумело пересказывают рассказ педагога. Причин оказывается несколько. Связаны они с мотивацией деятельности («Зачем повторять одно и то же?», неумением строить полные распространенные предложения (которые в диалогической речи, как правило, неполны, неумением организовать структуру рассказа (начало, развитие, концовка). Очевидно, необходима специальная работа над структурой текста и структурой предложения. Кроме того, следует мотивировать детскую деятельность. Мотивация деятельности детей может быть игровой и коммуникативной. Наилучший результат дает их сочетание. В ход занятия включаются игровые персонажи (кукла, Петрушка, собачка, которым дети рассказывают. Например, помогают Незнайке научиться рассказывать по картине, пересказывают сказку, т. к. Буратино опоздал и не слышал ее. Описание предметов и игрушек включается в сюжет.

Примером могут служить сюжетно-дидактические игры, разработанные для младших и средних дошкольников В. В. Гербовой. Это такие занятия, как «Фотовыставка», «Ателье», «Музей посуды» и др. Как показали исследования А. Г. Тамбовцевой, деятельностью, имеющей привлекательную игровую мотивацию, оказывающей общее активизирующее влияние на структуру предложений, являются игры-драматизации. Эта речевая деятельность с готовым литературным материалом предполагает в то же время импровизированные диалоги и монологи (сочетание репродуктивной и продуктивной речи, заимствование образцов и собственную активную речь).

Игра-драматизация выступает как опосредованное звено при переходе от игровой деятельности к собственно речевой, от ситуативной речи к речи контекстной, от диалога к монологу, от речи по подражанию к собственной продуктивной речи. Один из путей создания проблемной ситуации — загадывание и отгадывание загадок, толкование поговорок, рассказыва-ние на тему скороговорки. Большое влияние на возникновение у детей эмоциональных образов оказывают воображаемые ситуации фольклорных про-изведений, участниками которых они являются.

Например, для отработки навыков связной монологической речи (описания) можно использовать игровую ситуацию «Отгадай, кто я». Дети «перевоплощаются» в животных, взрослых или вещи и расска-зывают о себе. Остальные отгадывают, кто это.

Публикации по теме:

Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу Позвольте представить вашему вниманию опыт работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу.

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Аналитическая справка тематического контроля «Развитие навыков монологической речи через различные виды словесной работы» Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию навыков монологической.

Формы организации обучения дошкольников конструированию и робототехнике Формы организации обучения дошкольников конструированию и робототехнике Содержание: Понятие конструирования как развивающий вид деятельности.

Формы организации здоровьесберегающей работыФормы организации здоровьесберегающей работы Формы организации здоровьесберегающей работы. Среди задач общеобразовательных дошкольных учреждений на первый план выходит использование.

Консультация «Нетрадиционные формы и приемы работы с семьей в детском саду» Главным в работе любого дошкольного образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников,.

Педагогический совет «Формирование и развитие навыков связной речи у детей путём обучению рассказыванию» Педагогический совет «Формирование и развитие навыков связной речи у детей путём обучению рассказыванию» Говорить умеют почти все, но говорить.

Проект по развитию речи в средней группе «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» Пояснительная записка. Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового.

Работа воспитателя по организации совместной деятельности детей, направленная на формирование детских объединений Формирование детского коллектива - длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек,.

Современные методы и приемы обучения развитию речи дошкольников Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь является с одной стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование монологической речи «Виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию»
Опубликовано: 23 января 2019 в 17:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД