Папки-передвижки

Формирование навыков самообслуживания как условие успешного развития личности ребенка

Патимат Рамазановна Курбанова
Формирование навыков самообслуживания как условие успешного развития личности ребенка

С самого раннего возраста важно в детях воспитывать культуру здоровья человека.

Самообслуживание у детей это основа освоения культурно - гигиенических навыков : навыков приема пищи, раздевания и одевания, умывание и мытье рук.

Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом, в частности мыслительных операций (сравнение, обобщения, анализа, синтеза, классификации). Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

Публикация «Формирование навыков самообслуживания как условие успешного развития личности ребенка» размещена в разделах

Воспитание навыков самообслуживания это прежде всего желание добиться успеха, уверенность в себе, стремление и способность к самостоятельности. Так же это первая ступень трудового воспитания. Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Труд развивает умственные способности ребенка : его сообразительность, творческую смекалку.

Навыки самообслуживания у детей формирует базу знаний и практических навыков. Общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления. Развить нравственные чувства. Ребенок легче адаптируется к жизни в современном обществе.

Воспитать ответственное отношение к навыкам самообслуживания от удовольствия - к привычке, от привычки — к потребности. Главным залогом успеха этой работы в том, что не только педагоги но и родители стали носителями ценностей культуры здоровья. Педагог, ребенок, семья. Для формирования навыков самообслуживания именно в семье и детском образовательном учреждении должны помочь ребенку осознать цель, побудить самостоятельно и активно оценивать свои личностные качества. Ставить перед собой задачи и пытаться их реализовать. Сформировать позитивные установки к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей. Расширять представления и знания детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, тонкой моторики и зрительно — моторной координации. Соблюдать определенную последовательность действий.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет сформировать умение следить за своим внешним видом. Самостоятельно выполнять целостные процедуры самообслуживания. Расширить отчетливое представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования.

Основными методами, позволяющими детям приобрести навыки самообслуживания являются :

1) практические, это показ действий — необходим медленный показ с подробным объяснением того, как надо выполнять то или иное действие (одевание, умывание) очень важно сохранять неизменным один и тот же способ, последовательно отрабатывая алгоритм действий.

Совместное действие с ребенком, сопровождаемое показом и пошаговой инструкцией.

Частичная помощь действием сопровождаемое комментарием действий.

2) игровые, это игровой метод — способ развития сюжетно - игрового замысла. Игровой метод стимулирует повышенный интерес у детей. Используется дидактическая игра (сюжетно — дидактические, предметные, музыкальные, подвижные) досуговые игры (игры — забавы, развлечения, кукольный театр) либо воображаемая ситуация в развернутом виде : с ролями, игровыми действиями. Педагог формирует у ребенка принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; играя с куклой ребенок одевает и раздевает ее, застилает кроватку и т. п.

3) пример взрослого, это подражание — взрослые выступают для ребенка в качестве образца поведения, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. Наблюдая за взрослым, копируя их действия, ребенок учится и учится тем успешнее чем точнее он повторяет эти действия.

4) метод приучения закрепления, это систематические упражнения — приучение, упражнение, напоминания, опыты и экспериментирование, совершенствование и закрепление знаний. Все упражнения, опыты и экспериментирования выполняются по показу педагога. Прежде всего, нужно, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этом навыке пока не образуется прочное умение.

5) художественная литература, это формирование эмоционального отношения. Использование литературных произведений, сказок, детских рассказов, песенок, потешек, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций. Пересказ содержания произведения с опорой на сюжетные картинки. Педагог формирует у ребенка познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что - то новое.

6) музыка — восприятие музыки; воспитание эмоциональной отзывчивости, развитие чувства ритма, слуха, памяти, улучшают речевые навыки. Ребенок умеет вслушиваться, сравнивать, различать тембр и динамику. Помнит большинство песен, танцы, хороводы. Способен самостоятельно передать особенности музыки — характер (веселый — спокойный). Самостоятельно и эстетично в знакомых плясках через движения передает характер марша, веселой пляски, спокойной колыбельной. Педагог побуждает ребенка к действиям путем использования музыкального творчества «Я могу одеться сам» формируя правильную последовательность при самостоятельном одевании.

Очевидные бонусы овладения навыками самообслуживания ясны, ребенок становится самостоятельнее, уже не нужно следить за каждым его шагом. Следует так же помнить, чем большим количеством навыков ребенок уже овладел, тем лучше он сможет сориентироваться в новой для него ситуации.

Навыки самообслуживания вносят свой вклад и в общую смышленость ребенка, позволяет закрепить интерес к разным видам деятельности, желание все делать самому, инициативность, деловитость. Взаимодействие личности с окружающим миром является важным шагом на пути к его социализации. В процессе самообслуживания совершенствуются нравственные убеждения, развивается сознательность, накапливается жизненный опыт.

Самообслуживание вносит не очевидный, но ощутимый вклад буквально во все сферы жизни ребенка. Всесторонне гармоничное развитие личности; обогащаются нравственные чувства, эмоционально - волевому и интеллектуальному развитию, формированию психической готовности, адекватной самооценки, развития самосознания. Развитию высших чувств — сочувствие, сострадание.

Таким образом, формирование навыков самообслуживания — это необходимое условие успешного развития личности ребенка.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактические пособия для развития навыков самообслуживанияДидактические пособия для развития навыков самообслуживания дидактические пособия для развития навыков самообслуживания. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами дидактическими пособиями.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.

Консультация для родителей «6 слагаемых для развития счастливого и успешного ребенка» Счастливый ребенок — это ребенок, который обладает такими качествами: — ему интересно жить: играть, исследовать, узнавать новое, экспериментировать,.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков самообслуживания как условие успешного развития личности ребенка
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 23:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД