Лариса Шадрина
Формирование навыков самообслуживания у слепого ребенка в процессе коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной работы :
ФГОС ДО рассматривает Программу по физическому развитию в том числе, как становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). Содержание программы реализуется в различных видах детской деятельности, в том числе, таких как самообслуживание.
Публикация «Формирование навыков самообслуживания у слепого ребенка в процессе коррекционной работы» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у слепого ребенка самостоятельности.
В своих работах В. З. Денискина, Е. В. Замашнюк, Л. Б. Осипова, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош, Л. М. Шипицына показывают, что дефект зрения обуславливает трудности формирования навыков самообслуживания у слепого ребенка. Слепота не позволяет получить достоверную информацию о действии и осложняет формирование культурно-гигиенических навыков; взаимосвязь анализирующих действий с характером моторных движений руки является причиной недостаточности развития предметно- практических действий.
Таким образом, слепые обучающиеся нуждаются в коррекционной помощи при формировании умений и навыков по самообслуживанию.
Я считаю, что практических рекомендаций по содержанию коррекционной работы в данном направлении недостаточно. Всегда интересно узнать об опыте работы со слепыми детьми, поэтому в данной методической разработке я делюсь своим опытом и опытом своих коллег по формированию у слепых детей навыков самообслуживания.
Практическая направленность: Предполагаю, что представленный опыт в виде рекомендаций, приемов работы, фотографий будет полезен педагогам, работающим с детьми со зрительной патологией.
Результативность: Использование описанных приемов и методов позволило нам качественно сформировать навыки самообслуживания у конкретного слепого ребенка, что обеспечило выполнение требований АОП ДО ГКОУ УР «Школа № 256» слепых детей и качественно подготовить обучающегося к школе.
Методы и приемы коррекционной работы по формированию навыков самообслуживания у слепого ребенка (из опыта работы)
Каждый человек, независимо от того, видит он или нет, должен уметь обслужить себя. Привитие навыков самообслуживания - одна из самых сложных задач, стоящих перед родителями и, конечно же, перед нашим образовательным учреждением (ГКОУ УР «Школа №256»), в котором обучаются дети с глубокими нарушениями зрения. Работа учителя – дефектолога со слепым ребенком базируется на слухе, осязании и кинестетическом чувстве.
Чему должен научиться слепой ребенок? Рассмотрим целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей (в категории самообслуживания).
К концу дошкольного периода слепой ребенок формирует адаптационно-компенсаторные механизмы, свойственные третьей стадии компенсации слепоты :
- обладает начальными знаниями о себе, проявляет инициативность и самостоятельность в самообслуживании;
- проявляет положительное отношение к практическому взаимодействию со взрослыми в различных видах деятельности;
- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет регулировать и контролировать игровые действия по установке взрослого;
- достаточно хорошо владеет устной речью, использует ее компенсаторную роль в жизнедеятельности, может использовать речь алгоритмизации деятельности, описания движений и действий, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- у слепого ребенка развита крупная и мелкая моторика; он владеет схемой тела с формированием умений и навыков ориентировки; развита моторика рук и ног, их мышечная сила;
- слепой ребенок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; проявляет настойчивость в выполнении освоенных предметно-практических действий по самообслуживанию; способен преодолевать чувство страха при передвижении в свободном пространстве;
- проявляет познавательный интерес и любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; владеет компенсаторными способами познавательной и других видов деятельности;
Слепой ребенок не видит наших действий, следовательно, лишен возможности копировать действия другого человека и выполнять действия по показу. Однако это не значит, что он не может сделать то же самое. Просто его надо этому специально обучить, проделать много раз каждый этап действия его руками, после чего дать ему возможность повторить самому. Соблюдаем правило: любое действие, которое вы собираетесь совершить с ребенком, надо ему описать и показать то, что при этом будет использовано.
Чему и как учим слепого ребенка?
1. С раннего возраста приучаем слепого ребенка различать свои личные вещи.
Советуем родителям приобретать предметы одежды, обуви, головные уборы с тактильным рисунком, таким, чтобы слепой ребенок мог считать руками, что изображено на его личных вещах. (например, «Это платье для праздников, на нем красивая бабочка….», это мои туфли – выбор из двух пар – на них цветочки и застежки…., а это не моя обувь…). (приложение 1, фото 1)
2. Приучаем слепого ребенка к тому, что он хозяин своих вещей.
Учим находить свой шкафчик для одежды в раздевалке, шкафчик для полотенца в туалетной комнате, кроватку в спальне. Для этого на этих предметах размещаем тактильные метки (приложение 1, фото 2, 3, 4, а так же неоднократно проходим путь вместе с ребенком и проговариваем в речи, как пройти до нужных объектов из разных точек пространства. Учим слепого ребенка складывать личные вещи в шкафчик на определенное постоянное место.
3. Обучаю слепых детей устанавливать причинно – следственные связи между видом одежды, обуви, головных уборов и времени года.
Учу группировать предметы по сезону, определяя толщину, структуру ткани, наличие меха.
Активизирую слуховое, тактильное восприятия ребенка и обращаюсь к его опыту, например при раскладывании предметов одежды на две группы – зимняя и демисезонная (приложение 1, фото 5, 6).
4. Учим самостоятельно сначала раздеваться, так как этот процесс легче, а затем одеваться.
-Используем прием сопряженных действий, например, учим снимать носки: кладем свои руки на руки ребенка и, оттягивая резинку, стягиваем ее вниз с пятки. Одновременно проговариваем, что и как мы делаем.
-Учим выворачивать одежду на лицевую сторону, прощупывая швы на изнаночной стороне одежды и фиксируя отсутствие деталей – карманов, пуговиц, тактильных рисунков.
-Учим ребенка правильно надевать одежду: различать, где у одежды перед, где спинка, ориентируясь на тактильные изображения на своей одежде, обуви, наличие заклепок, объемных деталей, пуговиц, застежек.
Советуем родителям пришивать и прикреплять на одежду слепого ребенка, на которой отсутствуют тактильные детали, опознавательные знаки: маленькая пуговица на резинке штанишек, либо значок на футболке станут ориентирами для обозначения передней части одежды. (приложение 1, фото 7)
5. Использую для повышения интереса к самообслуживанию, игры с куклой: «Одень куклу на прогулку», «Уложи куклу спать», «Выбери для куклы нарядную одежду»….
6. Использую алгоритмы для обучения слепого ребенка последовательному выполнению действий по самообслуживанию и формирования навыка :
-алгоритм порядка одевания с тактильными изображениями (приложение 1, фото 8)
-алгоритм порядка умывания с тактильными изображениями (приложение 1, фото 9)
Предлагаю ребенку рассмотреть тактильно, что изображено на карточках, выложить их в определенном порядке, составить небольшой рассказ. Можно убрать некоторые карточки и предложить ребенку определить, чего не хватает, подумать и сказать, почему важен каждый этап умывания.
7. Обучая слепого ребенка приему пищи, педагог садится за спиной ребенка, берет ложку рукой ребенка, зачерпывает пищу и подносит ко рту. Постепенно ребенок научается выполнять движение самостоятельно и запоминает его. Обучаем слепого ребенка самостоятельно приходить к столу и садиться на отведенный для него стул, находить на столе тарелку, ложку, брать хлеб, есть аккуратно. Для удобства ребенка, все предметы, необходимые для еды, должны иметь четко определенное место на столе.
8. Слепые дети должны усвоить, как следует обращаться с кранами холодной и горячей воды, запомнить их расположение, а так же научиться различать краны на ощупь. Для смешивания горячей и холодной воды следует сначала открывать холодную, чтобы не обжечься. Необходимо так же познакомить с устройством раковины.
Условия формирования навыков :
1. Взрослому необходимо использовать слова, которые понятны ребенку, но в то же время которые употребляются во всем окружающем мире, то есть общеприняты, чтобы не путать ребенка.
2. Четкое проговаривание тех действий, которые взрослый и ребенок выполняют. Чем детальнее будет это проговаривание, тем лучше ребенок поймет, запомнит и будет правильно выполнять, что приведет к формированию навыка по самообслуживанию.
3. Каждое действие выполняется в строго определенной последовательности, которая сохраняется в течение всего времени обучения до усвоения ребенком этого действия и его автоматизации.
4. Постепенное уменьшение помощи ребенку при выполнении действий. Можно начать осуществление действия, закончить или выполнить наиболее трудную часть, но основное – это предоставление ему все большей самостоятельности при постоянном контроле взрослого за правильностью выполнения действий.
5. Заинтересованность в успехе своей работы у детей служит хорошим мотивом для преодоления трудностей их деятельности по самообслуживанию, поэтому важно замечать их малейшие продвижения в овладении навыками, поддерживать, поощрять и хвалить за каждое новое, хотя и небольшое продвижение.
Заключение:
Процесс овладения навыками самообслуживания у детей с глубокими поражениями зрения несколько задерживается. Но при условии ежедневной коррекционной целенаправленной работы и взаимосвязи приемов работы учителя – дефектолога, воспитателей и родителей, обучающийся дошкольник успешно овладевает навыками самообслуживания и адаптируется к окружающему миру.
Приложение 1
Фото 1
Фото 2
Фото 3, Фото 4
Фото 5 Фото 6
Фото 7
Фото 8
Фото 9
Список литературы:
1. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М. : Просвещение, 2014. – 112 с. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования). –ISBN 978 – 5- 09 -030431 – 3/
2. Саматова А. В. Дети с глубоким нарушением зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы /А. В. Саматова. – Ростов н / Д: Феникс, 2012. – 92 с. (Школа развития).
3. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушением зрения