Татьяна Косенко
Формирование нравственных качеств младших дошкольников посредством художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» - В. А. Сухомлинский.
Так хочется, чтобы добра на нашей планете было больше! Так хочется, чтобы мы с вами не опоздали с главнейшим! Так хочется, чтобы мы воспитали особенный вид моральной целеустремленности: пусть дети помнят добро, забывают зло и прощают обиды, пусть они с детства сердцем познают то, что добро мудрее войны, а любовь побеждает зло.
Публикация «Формирование нравственных качеств младших дошкольников посредством художественно-эстетического развития» размещена в разделах
На современном этапе развития нашего государства, целью образовательного процесса является всесторонне развитие ребенка, уважение его личности.
Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности.
Художественно эстетическое развитие младших дошкольников – важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге, средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. Возраст от рождения до семи лет – период приобщения ребёнка к изучению окружающего мира и период его начальной социализации. В этом возрасте формируется самостоятельность мышления, развиваются любознательность и познавательный интерес детей.
В младшем дошкольном возрасте, когда начинают формироваться нравственные качества дети очень эмоционально относится к окружающему миру, очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивируется к действию, желанию получить похвалу. Особое значение имеет реализация потребности ребенка в художественном творчестве.
Знакомство детей с народными декоративно-прикладными промыслами поможет воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с традициями, заложит основы эстетического воспитания. Реализуя проект «Дымковские красавицы» мы рисовали игрушку для младшего братика или сестренки. Дети вложили всю свою любовь в эти рисунки и проявили заботу о тех, кто младше. Так же рисовали картинки к знакомым сказкам, затем все рисунки собирали в книжки, оформляли первую страницу и с большим увлечением, с гордостью и любовью дарили книжки малышам.
Формирование бережного отношения к окружающему и всему живому происходит через непосредственное общение детей с природой, через наблюдения. При помощи взрослых ребенок осознает природу как общую ценность для всех людей, учится заботливому, внимательному и бережному отношению к ней. Почему нельзя сорвать цветок с клумбы и поставить в вазу? А может быть лучше полюбоваться им, внимательно рассмотреть, запомнить, и вспомнив чувства и эмоции при любовании цветком, передать всю его красоту на бумаге или создать коллективную аппликацию «цветочная клумба». Эти работы будут долго радовать глаз и напоминать нам о прекрасном мгновении.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение рассказов и стихов о родном крае пробуждает любовь и уважение к своей малой родине.
Любовь к родным и близким рождается во время рисования портрета милой мамочки или создания украшения для ее платья. Дети испытывают чувство гордости – когда делают парашют для папы или открытку для дедушки. Испытывают уважение к старшим, когда помогают бабушке стряпать пирожки или украшают для нее платок.
Дружелюбие проявляется в работах, сделанных для своего друга или заболевшего ребенка.
Взаимовыручка проявляется в работах парами или во время выполнения коллективных композиций, дети стараются помочь друг другу, поддержать своего партнера.
Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе формируется благодаря реализации проекта «Город добра» (лепка чайного сервиза для кукол, украшение елочки к празднику, рисование подарка для милой мамочки).
Направленность и открытость ребенка к добру складывается постепенно, в процессе создания работ по конструированию будки для собачки, аппликации домика для домашних животных, рисования подарка для друга.
Деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки формируется благодаря желанию ребенка сделать свою работу быстро и качественно, чтобы она доставляла всем радость, попав на выставку детских работ.
Для поддержания интереса детей к изобразительному творчеству используются разнообразные техники и материалы, а также интересное словесное и стихотворное сопровождение.
Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает среда, в которой развивается и воспитывается ребенок. Для успешного развития детей в группе создан уголок художественной деятельности. Где дети самостоятельно могут выбрать любой художественный материал для работы, посмотреть альбомы и выбрать дидактические игры художественной направленности, найти трафареты, полюбоваться предметами народного творчества.
Таким образом, на основе воспитания художественного вкуса формируются нравственные качества младших дошкольников, и развивается способность к самостоятельному творчеству в детском саду. Ведь главное в художественно эстетическом развитии дошкольников – формирование таких качеств и способностей, которые позволят личности стать творцом, получать удовольствие от красоты окружающей действительности. Очень важно научить ребенка бороться и побеждать страх, злость, жадность; Важно научить удивляться и беспокоиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться.