МААМ-картинки

Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников, элемент режим дня, посредством проектной деятельности

Лилия Капинос
Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников, элемент режим дня, посредством проектной деятельности

Старший дошкольный возраст является определяющим этапом, как в становлении жизни, так и в формировании основ здорового образа жизни. В этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития всех содержательных (режима дня, закаливание, гигиенические процедур, двигательная активность, питание, медицинская активность, регулирование психоэмоционального состояния) и структурных (когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий) компонентов основ здорового образа жизни. Еще в начале прошлого века, знаменитые исследователи развития детской психики, такие как Анна Фрейд, Мелани Кляйн, Карен Хорни, в результате многолетних наблюдений, установили, что именно через режимные моменты у ребенка формируется аффективный блок, который будет являться базовым для дальнейшей жизнедеятельности. Именно через соблюдение или игнорирование режимных моментов запускаются или тормозятся адаптационные механизмы, что несомненно важно для детей дошкольного возраста.

Публикация «Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников, элемент режим дня, посредством проектной деятельности» размещена в разделах

В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима : питания, сна, игр, занятий, прогулок, у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

Режим - абстрактное понятие из взрослой жизни. Встает вопрос, как довести до осознания ребенком, что от соблюдения режима дня зависит состояние его физического, психического, эмоционального здоровья и подготовить дошкольника к осознанному выполнению режима дня. В настоящее время все комплексные образовательные программы ориентированы на формирование у дошкольника представлений о здоровье, основах здорового образа жизни и правилах здоровьесберегающего поведения. Но в них не рассматриваются задачи:

–развития у детей осознания своего поведения по выполнению режима, как элемента здорового образа жизни;

формирования у детей умений организовывать собственную деятельность, направленную на последовательное выполнение компонентов режима дня.

Актуальность темы определяется необходимостью включения самого ребенка в формирование осознанного отношения к выполнению режима дня, развитие самооценки своих действий. Психофизиологические особенности детей, позволяющие осваивать элемент здорового образа жизни – режим дня, охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы, что служит базой для определения в содержании процесса формирования здорового образа жизни блоков : когнитивного, эмоционально- оценочного и мотивационно - поведенческого. Согласно этим блокам осуществляется психолого – педагогическая работа по реализации данного содержания в процессе видов деятельности : двигательной, коммуникативной, игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной и чтения.

Содержательный компонент включает когнитивный блок (знания, представления о режиме, его значении для здоровья человека, эмоционально- оценочный блок (положительное, эмоционально – оценочное отношение детей к режиму дня, поведенческий блок (сформированные у дошкольников навыки и привычки соблюдать режим дня)

Когнитивный компонент характеризуется информацией о режиме дня, зависимости здоровья от соблюдения режима дня.

Задачи когнитивного компонента:

сформировать у старшего дошкольника знания о структурных компонентах режима дня;

сформировать у старшего дошкольника знания о зависимости последовательного выполнения компонентов режима дня и сохранение своего здоровья.

Эмоционально – мотивационный компонент отражает положительное, эмоционально – оценочное отношение ребенка к режиму дня.

Задачи эмоционально-оценочного компонента:

сформировать у старшего дошкольника позитивное отношения к выполнению режима дня;

• побудить желания выполнять режим дня;

сформировать у старшего дошкольника умение устанавливать позитивное взаимоотношение с людьми при выполнении режимных моментов, как путь сохранения и укрепления своего здоровья.

Поведенческий компонент характеризуется умением отражать имеющиеся представления о режиме дня в деятельности и умение опираться на них в поведении.

Задачи поведенческого компонента:

сформировать у старшего дошкольника адекватность, целенаправленность, инициативность и самостоятельность использования знаний, умений и навыков в выполнении режима в деятельности для сохранения здоровья;

сформировать интгеративные качества дошкольника : умение составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

сформирование компетентности решения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Предполагаемый результат.

Когнитивный компонент:

сформировано представление о режиме дня дошкольника в соответствии с его возрастом, как одной из составляющих здорового образа жизни

сформированы знания о компонентах режима и необходимости последовательного их соблюдения:

достаточный по продолжительности сон,

регулярный приём пищи,

определённое время для занятий и отдыха,

закаливающих и оздоровительных процедурах.

сформированы знания о необходимости последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.

Эмоционально-оценочный компонент:

сформировано эмоционально- положительное отношения к выполнению режима дня;

сформировано умение оценивать себя и других с позиции норм и правил ЗОЖ

Поведенческий компонент:

сформированы умения, навыки и привычки выполнять все компоненты режима дня с помощью взрослого в определенное время;

сформированы интегративные качества: проявляет самостоятельность, настойчивость, стремление к получению результата, преодолению препятствий, умение планирование.

На формирование представлений о ЗОЖ - элемент режим дня у старших дошкольников, оказывают влияние социально-педагогические условия воспитания в семье и образовательном учреждении (компетентность педагогов и родителей, их взаимодействие, перерастающее в сотрудничество, организация здоровьесберегающего пространства). Важным условием эффективности работы по формированию представлений о ЗОЖ - элемент режим дня у детей старшего дошкольного возраста является внедрение модели взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

В рамкам реализации Федеральных государственных требований воспитание и образование дошкольника должно строиться на активности самого дошкольника. Инновационный поиск эффективных средств, способствующих решению данной проблемы, подвел нас к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на интересы, способности и возможности всех субъектов образовательного процесса является метод проектов. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Метод проекта предполагает деятельностный подход, формирует познавательные, практические и творческие умения дошкольника и педагога, учит проявлять активность в решении поставленных проблем.

В детском саду реализованы проекты в подготовительных к школе группах «Знает вся моя семья, должен быть режим у дня». Цель проекта : сформировать у старшего дошкольника осознание зависимости здоровья от соблюдения режима дня. Проект «Мой режим -мое здоровье» Цель проекта : сформировать осознание необходимости выполнении режима дня, как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. В старших возрастных группах - проект «Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим», «Когда спать, когда вставать, когда работу начинать». Цель проектов : формировать умение планирования деятельности в течении дня, используя элементарные формы речи-рассуждения, проект «Режим мой друг», Реализация данного направления деятельности невозможна наполнения развивающей среды. Разработаны методические рекомендации по оснащению центров активности основанные на принципах интеграции всех образовательных областей. Так например в центр «Здоровья» помещен световой режим «Зачем нам свет дома и в детском саду», модель режима в картинках – рисуем вместе с детьми, мнемотаблицы, коллажи, алгоритмы, схемы, плакаты – в умывальной комнате, в раздевалке (Я одеваюсь, Я умываюсь, в группе –режиме спортсменов, космонавтов, о режиме больного человека. Центр «Коммуникация» рекомендуется наполнить интерактивными игровыми пособиями: «Составь свой режим дня», «Из чего состоит режим дня», подборкой пословиц «Делу время, потехе час», - рассказывание по мнемотаблицам – у природы тоже есть режим, картотекой загадок о режиме и временах года.

Для выявления уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни - элемента режим дня у детей старшего дошкольного возраста были подобраны специальные методики, ориентированные на детей старшего дошкольного возраста, на основании диагностики А. А. Ошкиной. Методики подобраны с учетом изучения уровня сформированности когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов. Для изучения уровня сформированности когнитивного компонента – методика «Режим дня (модифицированная методика В. Деркунской, сформированности мотивационного компонента ЗОЖ – элемент режим дня -методика : «Нравится – не нравится», сформированности поведенческого компонента ЗОЖ – элемент режим дня - методика по выявлению вида мотива к ведению ЗОЖ у дошкольников, методика «Как поступаешь ты?», наблюдение за детьми в режимные моменты.

Литература

1. Новикова И. М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей /И. М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 8. – С. 116-119.

2. Ошкина, А. А., Егорова, О. С. Исторический аспект проблемы здоровья и здорового образа жизни у дошкольников // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно - практической конференции преподавателей и студентов (7-11.04.2003)/ Под ред. О. В. Дыбиной, Н. Н. Лазаревой. - Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование», 2003. 0,5 п. л. / 0,4 п. л.

3. А. А. Ошкина Диагностика сформированности здорового образа жизни у выпускников дошкольных учреждений. Ульяновск 2012

4. А. А. Ошкина Организация здорового образа жизни детей в дошкольных учреждениях (программа для повышения квалификации работников образования)

5. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Современные здоровьесберегающие технологии

Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОУ «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка технологии формирования основ здорового образа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников, элемент режим дня, посредством проектной деятельности
Опубликовано: 2 февраля 2015 в 16:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД