Валентина Макарова
Формирование основных движений у детей с отклонением в поведении 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основных движений у детей с отклонением в поведении 5–6 лет
За последние годы в Краснодарском крае возросло число дошкольников 5-6 лет, имеющих различные отклонения в эмоционально-личностном развитии и поведении, что и определяет актуальность разработки содержания и методики проведения физкультурно-оздоровительных занятий с данной категорией детей.
Публикация «Формирование основных движений у детей с отклонением в поведении 5–6 лет» размещена в разделах
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т. д.
Организованные физкультурные занятия в детских садах и семье, а также самастоятельная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает, улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Исследованиями доказано, что становление навыков в жизненно важных движениях наиболее эффективно происходит в дошкольный период детства.
Усвоение детьми навыков основных движений, расширяет диапазон двигательных особенностей детей, облегчает в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре.
Кроме того, ведущей деятельностью дошкольника является игра. Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, она характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в подвижные игры, которые способствуют физическому развитию и помогают формировать основные движения.
Однако, педагоги дошкольных учреждений большое внимание уделяют первоначальному разучиванию основных движений, часто не заботясь о их совершенствовании и не учитывая индивидуальные особенности детей.
Практические рекомендации
Одним из наиболее важных компонентов нормального развития ребенка является формирование его эмоциональной компетентности, умения общаться со взрослым и сверстниками, которое реализуется в условиях игровой деятельности. В дошкольном детстве игра является ведущей деятельностью. В игре также формируется и корректируется поведение дошкольников. Так как через игру наиболее продуктивной является работа по формированию приемлемых форм поведения. Существует огромное количество игр и игровых упражнений, которые снижают двигательную заторможенность и возбудимость, развивают произвольное внимание, учат детей контролировать свои реакции и сотрудничать с другими детьми.
Для того чтобы работа с детьми имеющими отклонения в поведении проходила более успешно, перечислим некоторые рекомендации:
- Необходимо своевременно начать коррекционную работу, ведь такой ребенок не всегда «перерастет» это состояние.
- Совместная работа с родителями будет значительной поддержкой для изменения нежелательных черт в поведении и характере ребенка и, кроме того, позволит установить с ребенком эмоциональную связь.
- Желательно не только инструктировать детей, но и участвовать вместе с ними в играх. Это позволит наладить эмоциональный контакт, в результате чего ребенок будет более серьезно относиться к заданиям игры и сосредотачиваться на их правильном выполнении.
- Кроме того, совместное выполнение задания может послужить для него примером управления поведением.
- Избегайте слова «нельзя», так как оно чаще имеет обратный результат.
- Определите для ребенка рамки поведения : обозначьте то, что можно делать всегда, то, что можно делать при определенных условиях (например, в день рождения, и то, что запрещено при любых обстоятельствах. Категорические запреты должны касаться лишь тех действий детей ребенка, от которых зависит его безопасность и которые могут нанести вред здоровью.
- Используйте тактильный контакт : прикосновение, поглаживания и т. д.
- Не принуждайте ребенка играть: некоторые игры могут быть ребенку не по душе. Не настаивайте на них, отложите, вернитесь к заданию в следующий раз.
- У ребенка не получается задание (в этом случае следует попросить выполнить аналогичные, но более легкие задания).
- В игре отводите ту роль ребенку, в которой он будет успешным. Это повысит его самооценку, придаст ему уверенности.
- Инструкции (правила) должны быть понятны для ребенка.
- Если ребенок плохо запоминает правила игры, не слушает их до конца, перебивает, попросите его самого их пересказать. Это будет хорошей тренировкой в овладении умением сосредотачиваться.
- Поощряйте ребенка лаской, словом, взглядом за правильно выполненное задание.
- Заведите с ребенком «лист достижений». В соответствии с результатами занятия наклейте или нарисуйте звездочку. Все это мотивирует ребенка на дальнейшую работу.
- Чем труднее вам справляться с ребенком, тем чаще надо его подбадривать небольшими сюрпризами, акцентируя желаемое поведении.
- При работе с гиперактивными детьми важно помнить о том, что для них характерна цикличность, то есть через каждые 5-10 минут им необходим отдых.
- Наиболее сложные задания следует давать в начале занятия.
- Обращать их внимание на то, чтобы они доводили начатое до конца.
- Двигательная активность таких детей должна быть регламентирована и контролируема. То есть их энергию нужно направлять в конструктивное русло.
- В работе с агрессивными детьми необходимо принятие ребенка таким, какой он есть, проявление доброжелательного настроя в общении с ними.
- Также необходимо создание ситуаций успеха, где такой ребенок может почувствовать уверенность в своих силах.
- Не следует сравнивать его с другими детьми, особенно в присутствии остальных детей. Это может спровоцировать агрессивные проявления в отношении «обидчиков».
- С застенчивыми детьми также необходимо проявлять доброжелательность и терпение, создание ситуаций, в которых ребенок может ощущать себя успешным.
- Помочь застенчивому ребенку найти друга, за которым он будет тянуться.