Папки-передвижки

Формирование позитивных детско-родительских отношений в современной семье, в условиях ДОУ

Елена Хан
Формирование позитивных детско-родительских отношений в современной семье, в условиях ДОУ

Детско-родительские отношения из года в год становятся одной из актуальных тем. На сколько важны отношения между родителями и детьми, а также, какую решающую роль для развития ребенка, играют эти отношения, можно отследить в теоретических аспектах посвящённые проблеме детско-родительских отношений, которые рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Публикация «Формирование позитивных детско-родительских отношений в современной семье, в условиях ДОУ» размещена в разделах

На данный момент современный темп жизни задаёт свои задачи и цели, которые преследует современная семья. Как отмечает Шнейдер, который выделяет следующие особенности современной семьи :

- семья стала меньше по численности;

- современная семья менее стабильна;

- уменьшилось число семей, где глава муж;

- семья стала менее дружной, т. к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

- значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи Целуйко В. М. выделяет следующие ее категории:

- по количеству детей: бездетные, однодетные, многодетные семьи;

- по составу и структуре семьи : полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т. д. ;

- по типу семьи : авторитарный и эгалитарный;

- по особенностям семейного быта, укладу: семья - «отдушина», детоцентрическая семья и т. д. ;

- по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи;

- по качеству отношений, атмосфере в семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т. п. ;

- по степени кооперации совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и т. п.

- по семейному стажу; географическому признаку и т. д.

Сейчас современная семья переживает кризис. Этот кризис проявляется в следующих показателях, такие как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости.

Исходя из теории, мы имеем на практике в детском саду родителей, которым не хватает времени на воспитание своих детей.

Мы в свою очередь стараемся создать условия в ДОУ, которые способствовали бы гармоничному формированию и развитию позитивных детско- родительских отношений.

Для формирования позитивных детско-родительских отношений в современной семье мы разработали и реализовали программу по созданию психолого-педагогических условий для формирования и развития позитивных детско-родительских отношений в условиях ДОУ, на базе авторской программы Т. А. Маркова, Г. К. Кравцов, Т. Н. Даронов, С. И. Мушенко «Детско-родительские отношения в системе дошкольного образования».(в подготовительной к школе группе)

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для преодоления трудностей и проблем в общении родителей и детей, через коррекцию детско-родительских отношений, используя эффективные формы работы с родителями, направленные на повышение педагогической грамотности.

Задачи:

- расширение знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка шестого года жизни.

- формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.

- закрепление у родителей навыков построения позитивных детско-родительских отношений в процессе организации совместной деятельности.

Программа была направлена на работу с родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось в процессе следующих этапов:

- пропедевтического;

- вводного;

- развивающего;

- контрольно-оценочного.

На начальном этапе работы, предложенной нами программы, все родители приняли участие со своими детьми.

Первый этап, (пропедевтический, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Цель: снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми; повышение уверенности в собственных силах; устранение отрицательных эмоций (одно занятие).

Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Игоря М. вообще отказалась от игры. Папа Алины Х. отсел в сторонку, когда мы стали играть, но во время знакомства было заметно, что он очень стесняется. Мама Ани К. всё время выходила с зала, так как её беспокоили телефонные звонки, на просьбу отключить временно телефон, ответ был отрицательным.

Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное. Например, папа Егора У. сказал, что вот так надо чаще собираться, чтобы меньше было проблем и вопросов по отношению к детям, ведь только сейчас мы узнали друг друга с другой стороны. Мама Егора Ф. сказала о том, что не ожидала, что её ребёнок такой общительный и любит рассказывать о себе. Папа Сильвы К. был настолько доволен занятием, что так долго рассказывал о том, чем он любит заниматься. Мама Никиты Ф. в конце занятия подошла и сказала, что в шоке от собственного сына, она даже не знала о том, что ему нравиться танцевать.

Второй этап. (вводный) Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение детей с родителями (три занятия). На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. (Приложение 10). Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами. Папа Аделины К. был настолько проникнут в этот фильм, что после просмотра сказал о том, что обязательно расскажет об этом фильме своим знакомым, у которых тоже ребёнок 6 лет. Мама Саши Б. многие моменты лекции записывала в ежедневник. Мама Ильдара Б. сказала, что оказывается совсем не знает своего сына, что из-за незнания специфики этого возраста они не могут с ним найти общего языка.

Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих детей так же, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании. Папа Даши Г. осознал что действительно нельзя воспитывать по методу «как все», что его ребёнок совсем другой. Мама Ульяны С. вспомнила о том как её воспитывал отец очень строго, мама всегда выгораживала её, поэтому у неё до сиих пор нет тёплых отношений со своим отцом. Папа Вики Б. рассказал нам о том, что его воспитывала мама одна, отец ушёл из семьи и когда он женился и появилась дочь он не знал, как правильно обращаться с ребёнком, ведь примера у него не было.

Дети также принимали активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей. Большинство детей любят «Новый год» и «День рождения». Илья С. сказал: «Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца», Юля С. сказала: «люблю, когда наступает Новый год, потому что все родители дома», Амин Х. сказал: «Я люблю день рождения мы с мамой и папой едем в магазин выбирать мне подарок какой я сам захочу», Слава Н. сказал о том что все праздники любит, потому что именно на праздниках они все вместе проводят время.

Третий этап. (развивающий) Цель: Формировать умение общаться с детьми, строить правильные взаимоотношения, оценивать детей соответственно их возможностям. Способствовать устранению неправильных отношений с детьми через совместную деятельность с родителями. (4 занятия)

На третьем этапе все родители принимали активное участие в дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать своего ребенка. Родители Артёма Г. в один голос сказали, что слишком много требовали от сына. Родители Ильдара Б. поняли, что из-за того что у них слишком завышенные ожидания, они слишком на него много взвалили, а от того, что ожидания не оправдываются стали раздражаться и злиться. Мама Арины К. сказала, как хорошо, что можно всё это вовремя понять, осознать и исправить.

На совместном детско-родительском занятии было изготовлено много интересных поделок. Было видно, что детям очень нравится совместная работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Вадим К. вместе со своим папой. Ваня Б. вместе с папой сделали самолёт из цветного картона. После изготовления поделок была организованна выставка.

В играх также участвовали все с удовольствием. Только маме Насти Р. показалось, что упражнения, которые выполняет ее сын, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребенка.

В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке.

Четвёртый этап. (контрольно-оценочный) Цель: Анализ взаимоотношений; эмоциональный контакт между детьми и их родителями. (2 занятия)

На четвёртом этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.

Папа Вадима К. отметил: «Мне так понравились ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чём мы допускали ошибки при воспитании своего сына».

Дети с большой любовью делали подарки в виде рисунков для своих родителей.

В результате мы провели праздник для детей и родителей, который прошел в очень веселой обстановке.

Все закончилось чаепитием. Родители и дети делились своими положительными эмоциями. Мама Ани К. сказала: «Мы все стали одной большой дружной семьей».

Таким образом, данная программа позволила установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.

Публикации по теме:

Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка»Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка» Современные условия организации жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения не только предъявляют новые требования к профессионализму.

Проект «Наши мамы» Проект «Наши мамы» Актуальность проекта. Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок y птицы! Сколько листьев.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование позитивных детско-родительских отношений в современной семье, в условиях ДОУ
Опубликовано: 24 марта 2014 в 17:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД