Папки-передвижки

Формирование речевого развития у дошкольников в нравственно-патриотическом воспитании

екатерина машошина
Формирование речевого развития у дошкольников в нравственно-патриотическом воспитании

Формирование речевого развития у дошкольников в нравственно-патриотическом воспитании

Актуальность

Исследование речевого развития дошкольника на сегодня очевидна : количество воспитанников дошкольных учреждений с различными речевыми нарушениями возрастает, чаще всего встречаются комплексные нарушения, требующие длительной работы с детьми.

Публикация «Формирование речевого развития у дошкольников в нравственно-патриотическом воспитании» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте проблема развития речи актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом к систематическому обучению в школе. И от того, насколько будет развита речь ребенка, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Следует помнить об интеграции в развитии речи с другими образовательными областями. Именно поэтому в данной работе я предлагаю формировать речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста посредством нравственно-патриотическом воспитании.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретённый

фактор, который закладывается педагогом.

Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию я использую следующие методы:

Словесный: беседы, рассказы воспитателя, составление рассказов, разучивание стихотворений, пословиц, чтение художественной литературы;

Наглядный: рассматривания фотографий, книжных иллюстраций, репродукции картин, схем, презентаций, фильмов, прослушивание музыкальных произведений, наблюдения;

Практический: оформление альбомов, выставки, викторины, праздники, соревнования, изготовление с детьми наглядные пособия;

Игровой: дидактические игры, настольно-печатные игры, игры – инсценировки и т. д.

В своей педагогической работе больше внимания я уделяю, дидактической игре и благодаря ее использованию, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной игровой форме для детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей к игре.

В качестве помощи может послужить составленная картотека с дидактическими играми. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог и даже родители.

Эти игры познакомят детей с государственными праздниками нашей страны, с историей их возникновения и атрибутами. Игра расширит кругозор и словарный запас детей, разовьёт внимание, память и умение общаться.

(«Лото», «Угадай праздник», «Кто вперёд», «Собери картинку», «Наша Родина», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Узнай герб нашей страны», «Прогулка по городу», «Профессии», «Что к чему», «Расскажи-ка», «Ассорти-лото», «Лото-угадайка», «Запоминай-ка», «Собери пословицы», «Путешествие по России» и т. д.

При знакомстве дошкольника с историей города и родной страны, мы много беседуем. Рассказывая, дети опираются на подготовленный наглядный материал.

Интеграцию образовательных областей, осуществляю на основе проектной деятельности и наглядности. Это такие проекты как – «Расскажи про свой город», «Мы - орловцы!», семейный проект «Помним, гордимся!», «Я и мое имя», «Моя родословная», «Герб моей семьи».

Реализуя каждый мини-проект, развиваем речь и обогащаем словарь дошкольника, т. к. каждый проект содержит как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, составление описательного рассказа, дидактические игры и решение грамматических задач. Это необходимо, чтобы реализовать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать.

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, следует доступно им объяснить их значение.

Рассказывая о каких-то событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном детстве детям не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, употребляю такие выражения: «Это было очень-очень давно» или «Это было тогда, когда ваши папы или мамы были маленькими».

Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаю иллюстрации, различные альбомы, книги о городе, стране. Рассматривать их дети могут самостоятельно, так и с воспитателем.

Для речевого развития так же приобщаю детей к культуре чтения художественной литературы. У каждого народа свои сказки, и все они передаются от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др.

Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки, в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, былинами.

Осуществление нравственно-патриотического воспитания решет задачи – обогащения словарного запаса по формированию грамматического строя речи. В речи детей появилось много новых слов, таких так: государственный гимн, флаг, символы, государство, могущество, двуглавый орёл, скипетр, держава, патриот, столица, президент, семья, и другие. Вместе с развитием речи формируется навыки умственного труда: умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, стараюсь обогатить его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Развитие речи в процессе нравственно-патриотическом воспитании, происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой и художественной деятельности, во время прогулки. Во вех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний и понимания нравственности и патриотизма. Происходит совершенствование формы выражения мыслей : обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.

Деловая игра с педагогами

1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

«Печка, печка, спрячь меня!»

«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»

– «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!»

«Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?»

– «Служил я тебе много, Иван-царевич – сказал серый волк, - сослужу и эту службу…»

– «Постой, косой, вот как выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трясти, только клочья по ветру полетят!»

«Свет мой, зеркальце, скажи…»

«Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся».

2. К какому виду речевого творчества это относится

«Без воды друга не узнаешь»

«На дворе трава – на траве дрова»

– «Ехала деревня мимо мужика,

вдруг из-под собаки лают ворота»

– «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха,

а петух заржал, на базар побежал»

«Жил-был в некотором царстве, в некотором государстве…»

– «Раз-два-три-четыре-пять,

Вышел зайчик погулять;

Вдруг охотник прибегает,

Из ружья в него стреляет…

Пиф-паф! Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой!

– «Как сказал-то Илья, да со добра коня,

Припадал – то он ко матушке сырой земле…»

«Мягкие лапки, а в лапках – цап – царапки».

3. Закончи пословицу:

«Без труда…»

«Слово – не воробей…»

«Семеро одного…»

«Делу время…»

«Не красна изба углами…»

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Круглый стол с родителями «Поговорим о патриотическом воспитании» (Старшая группа) Цель : Познакомить родителей с особой ролью семьи в патриотическом воспитании дошкольников, определить совместно способы.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Значение педагогических проектов в патриотическом воспитании младших дошкольниковЗначение педагогических проектов в патриотическом воспитании младших дошкольников У родителей и воспитателей одна общая задача – воспитание ребенка. Сотрудничество педагога с родителями делает образовательный процесс полноценным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевого развития у дошкольников в нравственно-патриотическом воспитании
Опубликовано: 14 февраля 2023 в 08:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД